Методика расчета ОРЦ (формула Роттердам+) позволяет защитить
украинского потребителя от волатильности цен на уголь на мировых
рынках. Кроме того, ручное регулирование цен на уголь, которое
существовало до внедрения формулы, формировало возможности для
масштабной коррупции и привело к деградации угольной отрасли. Об этом в расследовании «Спекуляции на угле» пишет Левый Берег.
Придетальном изучении методики определения ОРЦ и цен на уголь на
мировых рынках становится понятно, что формула не покрывает реальную рыночную цену угля, которую платят ТЭС, так как она – прогнозная и базируется на среднем значении индекса API2 за последние 12 месяцев. К примеру, для целей расчета ОРЦ на 2018 год Регулятором учитывалось среднее значение API2 на уровне 83 доллара за тонну.
Текущие цены на рынке значительно выше: индекс API2 составил 93 доллара за тонну в декабре 2017, а цены импортного угля из ПАР и США по информации Минэнерго достигли 100 и 110 долларов за тонну соответственно.
В самой НКРЭКУ говорят, что в скандале вокруг Роттердам+ сознательно педалируется вопрос цены и в то же время замалчивается, что отсутствие привязок к рыночным индикативам загоняет госпредприятия в миллиардные долги, выплата которых ложится на плечи налогоплательщиков.
«Политическое удержание цен на уголь напоминает айсберг. Верхушка
маленькая – «социально-обоснованная» или «справедливая» цена, и на неё чаще обращают внимание. Однако под водой ворох проблем. Вспомним, насколько коррумпированной была отрасль до введения формулы. Ежегодные многомиллиардные дотации шахтам. Куда они уходили? Явно не на их модернизацию и даже не на зарплаты шахтерам, если вспомнить их многочисленные забастовки по этому поводу. Все это оплачивалось за счет налогоплательщиков и неминуемо вело к катастрофе отрасли», – подчеркнул Дмитрий Вовк, глава НКРЭКУ.
Представители шахтерских профсоюзов также говорят о том, что
откровенно коррупционным устройство украинского угольного рынка было до введения формулы, а не после.
Привязка же цены угля к понятному индикативу обеспечило выживание отрасли, находящейся на грани коллапса.
«Самое главное в том, что (до введения Роттердам+)
украинский уголь приобретался у шахт по 40 долларов, а из-за рубежа
завозили по 100 и более долларов. Таким образом, государственные украинские шахты не дополучали средства, необходимые для выплаты зарплат, недоплата которых в перспективе заставляла их выходить на улицы. Соответственно, единственным выходом было поднимать цену, которой невозможно было бы управлять в ручном режиме, то есть – привязать к рыночному индексу. Как, например, цена на газ привязана к цене на бирже в Германии. Повышение цены на уголь дало ежегодно до 3,5 млрд грн средств для отрасли и позволило выжить государственным шахтам», – убежден Михаил Волынец, председатель Независимого профсоюза горняков Украины и Конфедерации свободных профсоюзов Украины.
В марте 2016 года, во исполнение Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, НКРЭКУ утвердила формульную методику расчета оптовой цены
электроэнергии, в которой цена на энергетический уголь определяется на основе европейского индекса API2 (порт Роттердам). По словам Председателя НКРЭКУ Дмитрия Вовка, тарифы на электроэнергию для населения в Украине ниже европейских в 6 раз.