Украинское ракетостроение переживает сегодня не лучшие времена. Эпоха легендарных ракет-носителей «Зенит», «Циклон», «Сатана», разработанных ведущим КБ Украины и бывшего СССР «Южное», неумолимо уходит, а место в первой пятерке мировых космических лидеров давно занято другими странами. Годы независимости сильно подорвали потенциал космической Украины, а военный конфликт на Донбассе и, как следствие, разрыв добрососедских и коммерческих отношений с Россией в 2014 году только усугубили проблемы.
Об этом пишут Акценты.
Не довести ситуацию до катастрофической помогают европейские и американские партнеры, пока еще заинтересованные в украинских разработках. «Морской» и «Наземный старт», «Антарес», «Вега», «Циклон-4М» – международные проекты, в которых сегодня принимает участие Украина, благодаря старому наследию. Однако, тревожные звоночки уже звучат.
«Зенит» выходит из зенита
В начале 2019 года владелец «Морского старта» компания S7 Space объявила о прекращении использования ракет «Зенит 3SL» с 2022 года. Контракт Южного машиностроительного завода на строительство и поставку 12 «Зенитов» был заключен в 2017-м, и на сегодня украинское предприятие уже изготовило 2 ракеты. Однако, страсти по «Зениту» не угасают. В апреле российские СМИ раздули очередной ажиотаж вокруг «Морского старта», сообщив, что в S7 планируют разорвать контракт с Южмашем досрочно и заменить «Зенит» на российскую РН «Ангара». Слухи не подтвердились, но, как известно, дыма без огня не бывает. Контракт на 12 «Зенитов» рискует стать последним в истории и поставить точку в существовании украинской ракеты. По мнению экспертов, Зенит, скорее всего, заменят на перспективную российскую разработку «Союз-5».
В Роскосмосе возлагают большие надежды на новую ракету. Именно «Союз-5» должна помочь поднять реноме России на рынке космических запусков и укрепить ее роль в миссии по доставке полезных грузов на МКС.
Пенсия вырастет почти на 1000 грн: кто может надеяться на повышение
Индексация пенсий в 2025 году будет не для всех: кто окажется за бортом повышений
Цены рекордные, но будет дороже: нерадостные прогнозы для владельцев авто с ГБО
Подростки изуродовали женщину и сбросили ее со скалы: самого старшего преступника казнили с помощью пыток
На сегодня МКС обслуживают 3 оператора:
- Роскосмос (доставка грузового корабля Прогресс происходит ракетами-носителями Союз-2.1 и Союз- ФГ);
- американские компании:
1. Space X (грузовой корабль Dragon выводится на орбиту РН Falcon 9 FT);
2. Orbital (грузовой корабль Sygnus выводится на орбиту РН Антарес).
«Союз-5» vs. «Антарес»
В проекте компании Orbital задействованы украинские предприятия. Первая ступень для Антареса разработана в КБ «Южное» и изготавливается на Южмаше. Украинское КБ проектировало системы подачи топлива, электропитания, топливные баки и другие сопутствующие компоненты.
Проект «Антарес» существует с 2013 года и насчитывает 9 успешных запусков из 10. Очередной намечен на октябрь 2019 года. Контракт Orbital с NASA по доставке полезных грузов на МКС заканчивается в 2020 году, но, возможно, будет продлен до 2024 года. Именно до этого времени NASA планирует обслуживать МКС. Что будет дальше со станцией, и будут ли к ней летать ракета Антарес - большой вопрос. Россия уже сейчас фактически является монополистом по обслуживанию МКС, совершая наибольшее число запусков. А с запуском в эксплуатацию «Союз-5» может увеличить свое участие до максимума. А это значит, что «Союз-5» рискует вытеснить из космического пространства Украину сразу по двум международным проектам — «Морской старт» и «Антарес».
И это, к сожалению, произойдет, потому что ответить Украине нечем. Авторитет украинского государства, как сильного в прошлом игрока на рынке космических технологий, упал почти до нулевой отметки. Сказывается техническое и идейное отставание, обусловленное нежеланием или невозможностью развивать ракетно-космическую отрасль на государственном уровне. Добавим сюда вездесущую коррупцию на местах и получаем неутешительный итог — все больше увеличивающийся отрыв лидеров и планомерное падение спроса на продукцию украинского ракетостроения.
Почему «иссякло» КБ «Южное»
КБ «Южное», как основной источник новых разработок, давно не выполняет свою функцию. Максимум на что сподобился украинский флагман за 27 лет независимости, это создание нескольких модификаций советских ракет. Именно за счет них и удалось участие в международных проектах.
Ничего кардинально нового за постсоветский период КБ «Южное» создать не удалось. Или не было стимула и желания. Украинская ракетно-космическая отрасль намеренно «сливается» ее же руководителями и их лоббистами в правительстве и законодательной власти. Ведь как иначе расценивать провалы по проектам «Сапсан» и «Циклон»-4» в 2013-2015 годах, принесших Украине убытки почти на 1 млрд. долларов? Как оправдать откровенное разбазаривание бюджетных дотаций руководством КБ «Южное» во главе с Александром Дегтяревым? Как объяснить провал голосования Верховной Рады за законопроект об открытии ракетно-космической отрасли для частных инвестиций?
А ведь в США так и поступили в 2000-х. Разрешили строить ракеты частным компаниям. Это позволило родиться пионерам Нового космоса SpaceX и Blue Origin. Сегодня с ними и еще десятком частных аэрокосмических стартапов практически невозможно конкурировать в части применения новейших космических технологий, делающих стоимость орбитального запуска в разы дешевле, чем предлагают государственные компании.
Бразильские грабли
В итоге, США собираются к 2025 году колонизировать Луну, чтобы потом с нее лететь на Марс, а украинский флагман КБ «Южное» — разработать очередную модификацию ракеты-носителя семейства «Циклон» 50-летней давности. И то не факт. Потому что с предыдущей «не удалось».
Украино-бразильский проект легкой ракеты-носителя «Циклон-4» продлился 11 лет и в итоге был заморожен. Бразильцы разорвали контракт, так и не дождавшись завершения работ от КБ «Южное». То есть за 11 лет в КБЮ так не удосужились модифицировать старую разработку, не говоря уже о том, чтобы создать новую. Теперь на «бразильские грабли» рискуют наступить канадцы, заключившие с КБЮ контракт на запуски ракеты среднего класса «Циклон-4М», для которой строят отдельный космодром на своей территории. Вот только прошло уже 2 года, а в КБ «Южное» испытали только носовой обтекатель, а вместо плановых огневых испытаний маршевых двигателей, намеченных на конец текущего лета, почему-то провели вместо них тесты 3 ступени забытой Богом «Циклон-4». Сюрреализм, да и только.
Не радужные перспективы
К слову, Украина может лишиться не только участия в «Морском старте», «Антаресе», но и «Веге». Причем, скорее всего, раньше остальных. В рамках программы Vega Evolution в начале 2020 года планируется выпуск обновленной модификации ракеты Vega-C, в которой двигатель РД-843 разработки КБ «Южное» заменят на более совершенный, разрабатываемый Немецким космическим агентством.
Такие вот не очень-то радужные перспективы. Хотя, в новостях на официальном сайте КБ «Южное» и в подконтрольных ему СМИ создается совсем иная картина – ракетно-космическая отрасль возрождается, все хорошо, КБ «Южное» разрабатывает космолет, хочет осваивать Луну, расширяет сотрудничество… Радует одно. Украинцы становятся умнее, и все больше верят не словам, а делам, которых у КБ «Южное» на сегодня нет.