"Мальчик, кого будем расстреливать сегодня - немцев или русских?" - спрашивает советский офицер в 5-летнего Богдана, протягивая ему ружье на глазах родителей. Идет 1944-й год, и жизнь семьи буквально в руках ребенка.

Воспоминаниями о таком недетском выборе делится сейчас уже американец Богдан Фьюти. Он - один из тридцати представителей украинской диаспоры в Соединенных Штатах, чьи воспоминания о Второй Мировой войне попали в документальную ленту "Баба бабе сказала" американского режиссера Матея Силецького (Matej Silecky), передает ВВС.

Фильм насыщен такими напряженными моментами, ведь много героев пережили детство в составе нескольких государств - Польши, Советского Союза и Германии - и видели насилие представителей не одного народа. История каждого из них достойна отдельного фильма. Однако уместилось в часовой репортаж лишь несколько ярких моментов из многочасовых интервью.

Фильм пока что показывали только в Соединенных Штатах, Великобритании и Франции. Впервые его покажут в Украине на международном кинофестивале Брусчатка в Каменце-Подольском 12 сентября. Над лентой работали и украинцы. В частности, иллюстрацию к эпизоду с офицером сделал галицкий художник Андрей Корвач. А музыку к фильму написал тернопольский композитор Иван Небесный. Также там звучит голос львовской певицы Роксоланы Вархомий.

Популярные статьи сейчас

Должникам за коммуналку приготовили болезненное испытание: юрист рассказал, к чему готовиться

Упустил Дантес и словил Кацурин: самые откровенные и не совсем честные фото Нади Дорофеевой

Хлеб, молоко, мясо и даже яйца: в Украину несется резкое подорожание на важные продукты

Украинцев поставили в жесткие рамки: начнут ограничивать

Показать еще

Для Матея - это первая лента, однако его имя на страницах мировых газет не впервые. Ведь молодой режиссер является также профессиональным американским фигуристом, который прославился на британском шоу "Танцы на Льду". Работу над кино он начал во время реабилитации после спортивной травмы.

Как создавался фильм

Более четыре года Матей сочетал спортивные выступления со съемками и редактированием фильма. Он также создал компьютерные иллюстрации в определенных эпизодах - довольно необычный выбор для жанра документального кино, особенно когда такие картины чередуются с архивными съемками.

"Говоря о нехватке документов или архивных фотографий, было очень трудно найти какие-то конкретные материалы, связанные с тем, что сказал человек в интервью, - рассказывает режиссер в одном из собственных интервью. - Это заставило меня придумать что-то, что было бы похожим на наше воображение и память".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ МАТЕЯ СИЛЕЦКОГО

Герои фильма ныне проживающие в разных уголках Америки, поэтому для беседы с ними Матей объехал чуть не всю страну на машине - из Нью-Джерси на атлантическом побережье до Лос-Анджелеса на тихоокеанском, а оттуда - в обратном направлении до Денвера, штат Огайо, Пенсильвании, Нью-Йорке и Нью-Джерси, и затем еще до Флориды. И все это - в рамках одной поездки.

Во время путешествия Матей нашел украинскую диаспору там, где и не догадывался, в частности, в Лос-Анжелесе: "вдруг, ко мне стали подходить все эти люди и просить, чтобы я взял у них интервью". К тому же, оказалось, что украинцы в разных штатах часто знакомы друг с другом благодаря лагерям перемещенных лиц.

Режиссер рассказывает, что многие из опрашиваемых никогда не делились своими воспоминаниями даже с близкими. Частично из-за того, что они не хотели переживать болезненные воспоминания о войне, но также и потому, что некоторые из них до сих пор боятся наказания за участие в националистическом движении во время войны.

"Я часто видел, что эти пожилые люди, которые открыли мне свои руки и жизнь, даже половины того, что они рассказали мне, не сказали своим родным, - говорит он в этом же интервью. - Это такой период, о котором никто не хотел говорить. Никто не хотел переживать то, что случилось, что сделали их родители или они сами, чтобы выжить".

И Матвей взялся за проект как никогда вовремя, потому что некоторые из героев умерли незадолго после выхода фильма.

Матей с несколькими героями ленты

Лагеря перемещенных лиц (Лагеря Ди-Пи)

Если в первой части фильма преобладают тяжелые воспоминания на фоне серых кадров, они сбалансированы теплыми воспоминаниями о лагерях перемещенных лиц, созданные при участии ООН после войны. Там наконец расцвела украинская культура, которую так долго запрещали.

"Каждый из этих лагерей был мини-Украиной", - рассказывает в фильме профессор Ратгерского университета Александр Мотыль.

Герои описывают это время как лучший период юности.

"Это была лучшая часть моего детства в тех лагерях, - рассказывает Алла Герец. - Для меня это был дом. Ведь тот дом, который я помню, был ужасным".

"Хотя у нас не было много еды, наша жизнь была настолько насыщена, - рассказывает Мария Фиглус. - Здесь у нас было все - школа, церковь, даже опера".

С улыбкой Юрий Годованец вспоминает о "первом украинском джамбори", которое собрало тысячи жителей из нескольких лагерей. На фоне появляются кадры, собранные из американских архивов, где звучит украинское пение.

С Украиной в сердце

Сохранив язык и культуру в лагерях, герои привезли их в Америку и пытаются передать детям.

В своем интервью Иванна Мартынец представляется как "Иванка - вышивка и задорная союзянка" (член Союза Украинских Женщин).

"Я сама любила быть воином. Я могла бы быть в Украине и там стрелять, - рассказывает Иванна, которая умерла на 94-м году жизни вскоре после выхода фильма. - Но есть такие, что говорят, я не хотел бы быть украинцем. Но как можно говорить? Говорят, украинство - то есть такое бедное, глупое. Так нельзя говорить. То есть народ, великий народ, трудолюбивый народ, добрый народ, то почему должны его покидать?" - говорила она.

"Мы делали все, чтобы передать украинскую культуру и подчеркнуть, что мы не русские, а украинцы", - говорит другая героиня фильма, Дарья Чайковская.

Слушая этих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедов, невольно улыбаешься. Казалось бы, должен был бы плакать после их историй. Но в старческих глазах, которые видели так много, нет печали - лишь юношеский задор.

Рассказывая, как у нее сгорел дом, Иванна быстро добавляет: "Но дом не важно, что горит. Есть важное, чтобы мы видержались и имели силу, волю и надежду. Кто имеет надежду, то есть Божью благодать, что имеет такой характер, что не поддаетесь, ибо есть такие, что немножко - и уже депрессия и погибает. Надо бороться в жизни. Надо fight, fight, fight".

Напомним, во Львове засекли Бандеру с серпом и молотом, украинцы в ярости: "Па*люки и здесь есть".

Как сообщал Знай.uа, запорожские вандалы разгромили известный памятник, горожане в ярости.

Знай.uа писал, раскопки танка под Харьковом закончились страшной расправой, схема достойная дьявола.