В пятницу, 21 августа, в СИЗО-1 российского города Нальчик в результате трехмесячной голодовки скончался первый политический заключенный 40-летний Сергей Казиев.
Об этом пишет "Гордон" со ссылкой на "Кавполит".
Казиев был осужден к 14,5 годам лишения свободы в декабре 2014 года по так называемому "Делу 58-ми". Еще один обвиняемый по этому делу, Мурат Карданов, умер от туберкулеза, не дожив до суда, в 2010 году. В настоящее время дело находится на стадии апелляции в Верховном суде РФ.
Сергей Казиев объявил голодовку в знак протеста против взятия его под стражу. Он требовал этапирования его в место содержания. За три месяца голодовки Казиев потерял половину своего веса.
"4 августа начальство СИЗО сообщило, что "состояние Казиева" удовлетворительное. А 21 августа он умер", - пишет издание.
Пенсия вырастет почти на 1000 грн: кто может надеяться на повышение
Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году
Приятная неожиданность: в Украине начали снижаться цены на некоторые овощи
Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование
По словам правозащитников и адвокатов, Казиев страдал от гепатита "С" и связанного с ним цирроза печени, в 2011 году судебный процесс прерывали на два месяца для того, чтобы он мог пройти лечение.
Процесс по "Делу 58-ми" считается самым скандальным политическим делом в постсоветской России с самым большим количеством подсудимых и рекордно долгим процессом.
"Ради этого процесса изменили закон РФ, выведя дела о терроризме из ведения судов присяжных. Процесс сопровождался рекордным числом нарушений, пыток, ужесточений режима. Ради него выстроили целое СИЗО с тюремным залом для суда", - написал "Кавполит".
Читайте также: Россия держит за решеткой 11 украинских политзаключенных - Климкин
Расследование касалось происшедшего 13-14 октября 2005 года нападения на объекты различных силовых структур и на аэродром в Нальчике (Кабардино-Балкария, РФ).
"То октябрьское выступление боевиков в столице Кабардино-Балкарии стало последним эпизодом масштабных столкновений в ходе вооруженного противостояния с вооруженным подпольем на Северном Кавказе. Тогда за два дня погибли более ста человек - мирных жителей, силовиков, боевиков" - считает правозащитный центр "Мемориал".
По подозрению в участии в этих событиях были арестованы 58 человек. Следствие длилось более двух лет, а приговор был вынесен более, чем через семь лет после событий.
С точки зрения правозащитного центра, доказательная база на данном процессе в отношении многих подсудимых вызывала большие сомнения, поскольку была основана "прежде всего, на их "признательных" показаниях, данных под пытками в начале предварительного следствия, и на показаниях, "выбитых" у других обвиняемых".
"В уголовном деле имеются серьезные доказательства применения физического насилия к задержанным, в том числе судебно-медицинские экспертизы, фотографии и видеозаписи, на которых видны следы побоев. Некоторые из подсудимых в зале суда опознавали своих мучителей, в основном оперативников, вызванных в качестве свидетелей", сказано в Докладе ПЦ "Мемориал" "Нальчик, "Дело 58-ми": накануне приговора".
В своем докладе "Мемориал" подчеркивал, что справедливый и правосудный приговор по этому делу мог бы оказать благотворное влияние и на ситуацию на Северном Кавказе, и на состояние общества в целом.
"Виновные, участвовавшие в нападении, должны быть наказаны, невиновные - оправданы, к людям, пусть и взявшим в руки оружие, но отказавшимся из него стрелять, должно быть проявлено снисхождение. Только справедливый приговор станет залогом не повторения подобных трагедий в будущем и будут способствовать примирению сторон конфликта в Кабардино-Балкарской Республике", - подчеркивалось в докладе.
Однако, эти ожидания не оправдались. В декабре 2014 года Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики вынес обвинительный приговор всем 57 подсудимым, представшим перед судом.
Напомним, правозащитный центр "Мемориал" признал украинского режиссера Олега Сенцова и крымского активиста Александра Кольченко, которых российские власти обвиняют в терроризме, политическими заключенными.