На третий год после Революции Достоинства и начала противостояния на Востоке Украины государство обратило свой взор на то, что в нашей стране преспокойно работают и даже успешно развиваются банковские учреждения с участием российского капитала.

Не будем говорить о том, что причина такого положения дел заключается в финансовой политике последних, в определенном смысле более привлекательной, чем условия «отечественного производителя» финансовых инструментов. Остановимся на политическом аспекте.

Не долго думали

15 марта 2017 года, внезапно свалившись с луны, СНБО принимает решение о том, что нужно обезопасить Украину, ограничив на ее территории деятельность банков с российским капиталом, введя против них ряд санкций финансового характера, запрещающие выводить средства из Украины в пользу связанных лиц. Непосредственный перечень «наказанных» разработал и предложил НБУ.

В него вошли аж 5 банков - украинская дочка Сбербанка России, ВТБ, БМ Банк, ВиЭс Банк и Проминвестбанк. Хотя, положа руку на сердце, нужно отметить, что их могло быть и больше. Например, такие финучреждения, как Альфа-Банк, Укрсоцбанк и Форвард-Банк также имеют российские корни. Основное отличие первых от вторых – принадлежность капитала участия. У одних он государственных и это для них минус, у других – частный, что, как оказалось, очень сильно меняет все.

Популярные статьи сейчас

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Срочно бегите в супермаркет, пока не начались длительные отключения света: что нужно купить каждому украинцу

Гороскоп на пятницу 22 ноября для всех знаков Зодиака: день для перемен и простых радостей

"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации

Показать еще

Как бы там ни было, но уже 16 числа, в свет вышел Указ Президента Петра Порошенко, узаконивший совместные мартовские старания НБУ и СНБО. Отдельно стоит отметить, что запрет – не вечен. И перестанет существовать через год. В связи с этим возникает вопрос: а что же такого случится за это время?

«Ты чьих будешь?»

Если не обращать внимания на внезапность и скоропостижность принятия решения, которое по условно понятным причинам откладывалось в течении долгого времени, вторым по важности и актуальности стал вопрос об избирательности «санкционного» списка.

С одной стороны, государство как-бы объявило бойкот российским финансовым структурам, основной видимой причиной которого как-бы является вероятность дестабилизации отечественного финансового рынка, с другой, наши правители посчитали, что частные инвесторы, произошедшие из страны-агрессора, по каким-то причинам не захотят дестабилизировать Украину. Более того, оказалось, что даже не все банки с российским капиталом, на самом деле являются таковыми.

Кроме того, по словам советника президента Ассоциации украинских банков Алексея Куща, существуют и альтернативные причины такого решения.

«Санкции распространяются только на банки, которые определил и посоветовал НБУ. Политика санкций направлена не просто на банки с российским капиталом, а исключительно на те, в которых участвует именно государственный капитал РФ.

Такие банки, как Форвард-Банк не попали в список потому что финансируются частными лицами. Они по большому счету обычные инвесторы и никак не связаны ни с госзаказами, ни с самим государством-агрессором. Что касается Альфа-Банка, он и вовсе не «из России».

Для понимания причин, по которым санкции носят условно избирательный характер, нужно учитывать, что, если бы государство разрешило санкции против частных лиц, которые, по большому счету, являются инвесторами нашей страны, как бы мы выглядели в глазах остальных мировых инвесторов?» - отмечает Кущ.

А нам все равно

Как бы там ни было, аргументы разума не всегда являются основополагающими для принятия решений. Особенно, если «решения» эти принимаются представителями украинского политического истеблишмента, который по традиции, опирается на ожидания и скрытые желания своих избирателей, оперирует скорее не доводами, которые подсказывает здравый смысл, а чувствами и эмоциями.

Например, так считают представители партии «Национальный корпус», которые в недавнем времени прославились, как прекрасные строители, умеющие муровать входы в банковские учреждения. По словам замглавы партии Назара Кравченко, они не успокоятся, пока не «прогонят» из страны все банки с российским капиталом. Почти все. Кроме Форвард-Банка, который, как они считают, пока не имеет российских корней.

«Сейчас закроем окончательно Сбербанк и возьмемся более серьезно за другие. В общем их в нашем списке 6 – Альфа-Банк, Сбербанк, ВТБ, Проминвестбанк, БМ Банк и ВиЭс Банк.

Наш список составлен по принципу градации степени «мерзости» этих финучреждений. Начали со Сбербанка потому, что он один из самых крупных, да еще и расширять сеть свою начал. Последней каплей, переполнившей нашу чашу терпения, была ситуация с паспортами Л/ДНР. Мы не могли не отреагировать.

Кстати, не надо думать, что мы другими не «занимаемся». В Альфа-Банк и ВТБ мы тоже наведывались. Что касается Форвард-Банка, мы не имеем весомых доказательств, что они причастны к российскому бизнесу. Поэтому, пока и не выступаем против их деятельности.

Не хотелось бы попасть в ситуацию, когда нашими руками кто-то будет решать свои проблемы с конкурентами. Это же, кстати, касается и тех, кто высказывает мнения о том, что мы предвзяты в выборе банков, которые мы пикетируем.

Если вы или какие-либо эксперты докажут обратное, мы с удовольствием зайдем и к ним (ред.: Форвард-Банку) в гости» - пообещал Кравченко.

Обратная сторона шоколадной медальки

Интересно, что замглавы партии «Национальный корпус» упомянул о том, что их могут использовать в своих интересах третье лица. Занимательно это, например, хотя бы по той причине, что эта ситуация может играть на руку в контексте переговоров о судьбе другого предприятия, оказавшегося в «неловком» положении, но уже на территории России – Липецкой фабрике ROSHEN, которая уже длительное время не может уйти с молотка по достойной цене. Но это, скорее, мысли в слух в контексте готовящегося окончательного «ухода» Сбербанка из Украины.