16-летний Владимир Петросян – гражданин Армении, однако живет в Беларуси и имеет вид на жительство. Поэтому в качестве места для попытки вербовки белорусский КГБ выбрал паспортно-визовую службу.

"Позвонили из паспортного стола и что-то очень сбивчиво говорили, что я должен срочно прийти, чтобы забрать какую-то справку. И, мол, дело очень важное – нельзя ни забыть, ни опоздать", – рассказал Владимир сайту Белсат.

Инспектор, принимающий документы в специальном окошке, была заранее предупреждена – Владимира попросили назвать фамилию и сразу же повели в кабинет, где на его ждал "рыцарь плаща и кинжала".

"В кабинете ждал мужчина в штатском, на вид – лет 30-35. Здоровается со мной за руку и говорит: хорошо, что вы так пунктуально пришли, вы у меня на сегодня последний", – вспоминает Владимир.

Мужчина в штатском сначала сказал, что он – работник милиции Александр Сергеевич Вольнов из Московского РУВД. Но удостоверения не показал, так как оно "осталось у начальства". Позже в РУВД Владимиру сообщили, что никакой Александр Вольнов у них не работает.

Популярные статьи сейчас

Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Оплата коммунальных услуг: что обязательно нужно проверять, чтобы не потерять деньги

Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь

Показать еще

Официальной причиной встречи стало то, что, по словам "Александра Сергеевича", все иностранные граждане с видом на жительство обязаны представить свою автобиографию. Он попросил парня прямо на месте написать ее и... предложил помощь.

Читайте также: Пьяный минчанин ездил по городу на газонокосилке

Владимир участвовал в кружке "Активным быть хорошо" и семинарах, что организовывали социал-демократы "Молодой громады". Работник КГБ, по словам Владимира, хорошо об этом знал и даже показывал ему документы, в которых фигурировала фамилия парня.

Дальше – больше: чтобы показать, что от КГБ секретов нет, "Александр Сергеевич" начал рассказывать о подробностях личной жизни Владимира, его поездки, спрашивать поименно о друзьях и подругах, учебе, называл фамилии преподавателей.

"Начал намекать, что различная информация может попасть к родителям или друзьям. Также зачитал положение, согласно которому за 5 административных нарушений наступает депортация, – Владимир перечисляет уловки КГБ. – Я спросил, означает ли это, что они собираются сфабриковать на меня дело. Тот заверил, что нет, и что хочет сделать все по-хорошему. Он намекал на депортацию, но открыто не угрожал. Давил. Видел, что я волнуюсь, что руки дрожат".

"Александр Сергеевич" начал рассказывать Владимиру, что организация молодых социал-демократов – "плохая" и занимается "грязными делами". Упомянул о деле анархистов, которых признали виновными в поджогах. И предложил Владимиру информировать его, если станет известно о каких-то незаконных действиях или намерениях активистов. Мол, "когда нас предупреждают о таком, то это не стукачество, а хорошее дело".

Всего разговор длился около 1,5 часа. Владимир надеется, что после того, как попытка вербовки стало широко известной, "органы" от его отстанут. И уверяет, что при прочих попытках вербовки все содержание разговоров станет известно журналистам и пользователям социальных сетей.

В правозащитном центре "Вясна" подчеркивают, что сотрудничество со спецслужбами в качестве информатора, согласно белорусскому законодательству, должно быть добровольным. Использовать во время вербовки угрозы, шантаж – незаконно.

"Человеку, который попадет в подобную ситуацию, советую отказаться от сотрудничества под давлением и публично оглашать о попытках вербовки", –говорит правозащитник Павел Сапелко.