Не то чтобы нежданно-негаданно, а скорее наоборот, замерев в ожидании чуда, проснувшаяся утром во вторник Украина окончательно узнала, что очередной транш в один миллиард долларов США, обещанный и переобещанный нам Международным валютным фондом, все-таки станет нашим.
Кто же молодец?
Еще с понедельника эту радостную новость стали транслировать все первые, вторые и «надцатые» лица государства, кому было не лень.
По словам Президента Петра Порошенко, тот факт, что нам в очередной раз одолжили денег, свидетельствует о том, что мир в очередной раз признает наши реформы (Twitter), а сама Украина делает успехи на внутреннем фронте (Facebook).
Чуть менее скромным в оценке причин, по которым в нашу страну «придет миллиард», оказался Национальный банк Украины, заявивший, что основная заслуга пред отечеством за новый транш лежит именно на нем. И заключается она, прежде всего, в четкой работе НБУ в отношении ПриватБанка. По их мнению, именно национализация этого финансового учреждения и была одним из основных требований МВФ, предшествовавшим долгожданному миллиардному переводу.
Срочно бегите в супермаркет, пока не начались длительные отключения света: что нужно купить каждому украинцу
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут
Масштабное мартовское повышение пенсий: 2300 получат не все
Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
Самым скромным в вопросе личных заслуг «перед траншем» оказался вице-премьер-министр Украины Павел Розенко. Без лишних слов, он крайне точно передал и сам факт, и эмоцию руководства страны, сопутствовавшую этой победе. Соответствующая фраза вице-премъера, без сомнения, достойна того, чтобы попасть в историю: «Якщо коротко: #траншнаш!! ))».
#траншчей?? (( или #чейнаш?? ((
Правда, судя по реакции обычных украинцев на «заявление» Розенко, эта фраза, скорее, достойна того, чтобы войти в «историю коррупционной болезни» украинской власти, нежели в школьный учебник. Своеобразная неопределенность, вызываемая неконкретностью самого слова «наш», закономерно породила среди жителей нашей страны целую бурю размышлений на тему того, кем же являются эти самые «мы», которые и получили лакомый кусочек со стола МВФ.
Среди тех, кого не вдохновили высказывания чиновников, по понятными причинам оказался известный изобличитель коррупции в высших эшелонах власти - Александр Дубинский, который считает, что очередной транш МВФ, несмотря на заверения чиновников, может пойти не в ЗВР:
«Долги населения страны за коммунальные услуги - 27 млрд грн. Планируемый транш кредита МВФ - 27 млрд грн. Только мне одному кажется, что "революционеры" собираются за счёт кредита МВФ погасить долги населения перед Ахметовым и Ко, которые сами же и создали с помощью "Роттердам+" и других тарифных манипуляций?»
Понятное дело, не особо разобравшись в деталях, обыватели начали говорить, мол, деньги МВФ распилят и на реформы они не пойдут. При этом, еще и предвкушая, что кредит нам дали не просто так, украинцы начали интересоваться тем, что же такого уже наобещало «наше управительство» взамен этого миллиарда.
Всегда в шаге от реформ
Но, обо всем по порядку. Вначале стоит разобраться с тем, что же мы пообещали. Что удивительно, по словам экономиста Александра Охрименко, ответ на этот вопрос не столь сложен – ничего нового. Исходя из предварительной официальной позиции, произошедшей из уст первого заместителя директора-распорядителя МВФ Дэвида Липтона, Украине всего то и придется, что выполнить те обещания, которые наша страна давала Фонду уже 4 раза. В частности, они касаются масштабной пенсионной реформы, включая повышение эффективного пенсионного возраста, очередного создания рынка земли, продолжения борьбы с коррупцией и других мелочей, подобных выполнению бюджета в части приватизации государственной собственности.
Подобное развитие сценария «расплаты за долги» прогнозирует и экс-министр юстиции Елена Лукаш, предполагающая наиболее неблагоприятную картину развития ситуации.
«Очередным признанием украинских реформ» - назвал решение о выделении Украине транша МВФ П.Порошенко. Вдумайтесь в эту железную логику: «дали в долг = признали реформы». ИХ реформы оценены в НАШИХ долгах. Я думала долговыми бывают ямы, а оказывается, долговыми бывают и реформы, и реформаторы.
Но долг платежом страшен. Как я понимаю, за долги, получаемые и осваиваемые кем-то в Украине скоро: разрешат продажу земли сельскохозяйственного назначения, цена украинского газа для «Нефтегаза» увеличится до уровня импортной, произойдет монетизация субсидий и ужесточение условий для их начисления, увеличат стаж, необходимый для выхода на пенсию, упрощенную систему налогообложения существенно ужесточат, будет отменена система рассрочки платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, Государственной фискальной службе будет открыт доступ к банковским счетам украинцев, создадут финансовую полицию, бюджетников и госслужащих ждет сокращение. Транш не должен быть разорван блоком панамских патриотов (шучу, нет таких ограничений)» - утверждает Лукаш.
Вот только, по словам Охрименка, скорее всего, «воз продолжит стоять на месте»: «Миллиард дали, глупостей написали, никто их выполнять не будет. Через неделю все об этом забудут».
С такой позицией эксперта согласился и народный депутат Сергей Рыбалка, прогнозирующий, что соответствующие преобразования произойдут «по-тихому».
«То, что украинская власть скрывает меморандум даже от украинских депутатов, которым его выполнять, наталкивает на подозрения, что снова обязательства перед МВФ выполнять никто не собирается, или снова попытаются «протолкнуть» через парламент очередные позорные законы, которые нельзя показывать широкой публике, а надо заставить Верховную Раду голосовать с колес. Лучше ночью. Чтобы никто не успел ничего понять.
Из того проекта, который неофициально попала в Интернет, понятно, что там есть шаги по сокращению расходов и зажима финансовых «гаек». Если выполнить эти параметры, то экономика останется в режиме финансового голода до 2020 года. А это будет означать продолжение сползания к болоту бедности и отсутствию надежды на ускоренный экономический рост» - говорит Рыбалка.
Миссия невыполнима
А теперь вернемся, наверное, к самому интересному и волнующему моменту – размышлениям значительной части украинцев о том, почему государственные чиновники каждый раз так ожидают очередной транш. По словам Александра Охрименка, на самом деле, вот как раз его никто и не собирается «пилить» или воровать. Эти деньги – послужат совершенно другой цели.
«Вот прямо-таки красть кредит МВФ никто не будет. Это крайне сложно. Для этого нужно вначале обосновать Фонду потребность в «обналичке» определенной суммы под определенный, зачастую, международный контракт или, к примеру, для валютных интервенций от НБУ. Затем нужно провести эти действия по открытой и понятной процедуре. В итоге, еще и отчитаться о «проделанной работе», предъявив контракты, сведения о транзакциях и все, что МВФ еще захочет. Но, зачем так делать. Ведь основные деньги от коррупции на государственном уровне «зарабатываются» на тендерах или крупных государственных программах, по типу того же «строительства дорог». Вы удивитесь, но схемы так и не поменялись.
В этом году Украине надо погасить 1 миллиард долларов внешних обязательств. Таким образом, кредит МВФ – это попросту своеобразное рефинансирование Украины. Он дает возможность нашему правительству осуществить запланированную на этот год выплату прежних долговых обязательств перед тем же Фондом или какими-либо другими институциями, которым мы задолжали. При этом, под «распил» спокойно можно пустить деньги из государственного бюджета. Ведь их теперь не нужно тратить на погашение кредитов» - отмечает Охрименко.
Путь к коррупции
О коррупции, как основной проблеме нашего государства и ее (коррупции) отношениях с МВФ высказался и специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса. По его словам, Украина тонет в долгах совсем не по причине «злобных владельцев МВФ», а потому, что пытается увильнуть от взятых обязательств в любой более-менее удобный момент.
«МВФ даст денег. И тут начнется. Сначала скажут, что МВФ хочет геноцида украинцев. Потом скажут, что деньги все равно украдут. А потом будут прогнозировать, что больше точно не дадут. Обычный украинский цикл. Но главное в этом, конечно же, тот факт, что украинцы до сих пор бедные. И все это из-за МВФ, который не дает нам развиваться, мучает украинских пенсионеров и хочет загнать всех в рабство Ротшильдам и Рокфеллерам. Очень соблазнительно ведь найти виноватого. И не важно, что это все полнейшая чушь.
Украина приходит к Фонду, когда сама уже не может вытянуть свою экономику. Фонд ей помогает, но как только украинская власть видит возможность соскочить с программы, она это делает. Потому что реформу бьют по интересам коррупционеров. А они у власти. Поэтому мы никогда не получали больше 3-х траншей. После этого то ли цены начинали расти на металл, то ли внешние рынки открывались, и мы срывались» - говорит Фурса.
На помидорчики
А тем временем, пока утвержденный транш, еще не успел «упасть» на корсчет Украины, судя по заявлениям руководителя отечественного Минфина Александра Данилюка, до конца этого года, мы планируем получить еще один перевод от МВФ. При этом, о структурных реформах и выполнении обещаний, понятное дело, по-прежнему никто не говорит. Вероятно, именно поэтому, по мнению многих аналитиков, нынешний 4-й транш от МВФ и может оказаться последним.
Хотя, здесь нужно сказать, что другая часть экономистов – не столь пессимистична. По их мнению, вполне вероятно, что наша страна сможет подпитываться минимальными траншами еще несколько лет. Во всяком случаи, до 2019 года, когда нам нужно будет отдавать «удачно» реструктуризированные во времена Яресько основные объемы госдолга.