Запутанную децентрализацию, невозможность очистки судебной власти и неопределенный "особый статус Донбасса" могут внести депутаты в Конституцию уже на этой неделе. Конечный вариант до сих пор неизвестен даже экспертам.
"Знай" расспросил экспертов, какие нововведения несут угрозы и путаницу в жизнь украинцев.
Префекты как прививка против федерализации
Главной целью конституционных изменений еще с момента выборов президент Порошенко и спикер Владимир Гройсман называли административно-территориальную реформу.
"Перераспределение полномочий в пользу местного самоуправления обсуждали еще с 2003 года. однако период максимального самоуправления 93-97 годов характеризовался для страны максимальным беспорядком и неуправляемостью. В нынешних условиях - это та самая федерализация, о которой постоянно талдычит Россия", - сказал юрист по конституционному праву Юрий Клочковский.
"Самое страшное, что это начало": известный астролог предупредила украинцев об опасности
Срочно бегите в супермаркет, пока не начались длительные отключения света: что нужно купить каждому украинцу
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Мобилизацию уравняли для всех: украинцам объявили вердикт по экономическому бронированию
Во избежание неуправляемости регионов во время войны, изменения в Конституцию вводят институт префектов. Их будет назначать президент по представлению Кабмина. Префекты на местах будут отвечать за внедрение центральной политики государства, наблюдать за соблюдением Конституции в решениях местной власти и координировать их сотрудничество с Киевом.
Президент оставил за собой право на отмену решений местной власти, которые будут угрожать безопасности и целостности государства.
"Весной 2014 недостаток решительности и скорости привел к бесконтрольным действий местной власти. Однако и опыт Леонида Кучмы, которому в 2009 году освободил избранного мэра Одесса показывает, что такие действия только раздражают местные элиты. Считаю, что Порошенко - все такие не Янукович и на такие шаги не пойдет ", - говорит Клочковский.
Лазейка заключается в том, что отменить решение местной власти президент может только через Конституционный суд. Если они признают решение региона антиконституционным - в течение 180 дней там должны состояться перевыборы. Однако надеяться, что судьи пойдут на противоречие с президентом, которой будет их назначать - бесполезно.
Таким образом президент со своей стороны ограничивает независимость местной власти через суд. Кабмин ограничивает президента из префектов, которых они ищут и представляют на утверждение президента.
За основу взят польской опыт, который позволяет правительству освобождать местного голову любого уровня и назначать человека "из центра" до двух лет. За все годы независимости Польши этим правом так и не пришлось воспользоваться.
Читайте также: Пять реформ, которые начались в Украине за полгода
Неподсудны и неприкосновенны
Судебная люстрация за полтора года после Майдана остается едва ли не главным невыполненным обещанием новых политиков. Лишенные неприкосновенности и арестованые судьи ходят на свободе, некоторые продолжают вершить правосудие и уголовные дела им в этом не мешают.
Эксперты указывают, что в рабочую группу по разработке Конституции в части судопроизводства вошли именно представители действующей системы. Они не заинтересованы в существенных изменениях, поэтому в предложенных изменениях к Конституции не оказалось ожидаемых обществом изменений.
"Неприкосновенности с судей не сняли, на ликвидацию хозяйственных судов не согласились и даже полная переаттестация судей со сдачей экзаменов и значительным обновление судейского корпуса - не прошла", - говорит эксперт по конституционному праву Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко.
Читайте по теме: С депутатов и судей снимут неприкосновенность - Порошенко
Остановить круговую поруку должен был Высший совет юстиции. Обновить состав этого Совета поручили Квалификационной комиссии. Однако, в состав комиссии вошли ... те же самые представители судебной системы! То есть, разрыва круговой поруки не произошло.
"Мы предлагали сформировать эту комиссию из судей Конституционного суда в отставке. Они должны были проводить открыть конкурсы, формировать открытые списки с результатами и подавать судей на утверждение Верховной Рады. Это предложение до сих пор не нашла поддержки ", - отметила Кириченко.
"Особый статус" Донбасса
"Проект изменений в Конституцию не предусматривает никакого особого статуса Донбасса. Все эти мысли от лукавого", - заявил вчера президент Порошенко.
Однако, в Конституции вже же запишут "переходные положения" для временно оккупированных территорий. Они будут регулироваться отдельным законом. Соответствующий закон Верховная Рада уже принимала в сентябре прошлого года. Боевики проводить выборы, определенные этим законом не стали и он потерял силу.
"Когда идет война - действует закон силы, а не сила закона. Относительно временно оккупированных территорий просто нет правовой материи, которую можно обсуждать. Если пророссийские боевики проигнорировали Минские соглашения и не выполнили действующий сейчас закон - почему они должны сделать это по новому закону, которой скорее всего вскоре примут депутаты?", - прокомментировала "Знай" ситуацию эксперт по конституционному праву Ярина Журба.
Закон, принятый Радой в прошлом году, предусматривал для временно оккупированных территорий право на местную полицию, решение вопросов по благоустройству и влияние на судебную систему. Однако единственное условие - проведение местных выборов по украинским законам - боевики не выполнили, поэтому он остался только на бумаге.
"Наше обязательство - развязать войну или по крайней мере уменьшить ее масштабы. Идеального решения в такой ситуации нет, но власть должна что-то предложить этим территориям, чтобы обеспечить защиту прав и свобод своих граждан там", - отметила Журба.
Читайте также: "ДНР" и "ЛНР" хотят переписать конституцию Украины
Экспертов удивило решение Венецианской комиссии относительно изменений в украинскую Конституцию. Обычно независимый экспертный орган в заключении почему-то вспомнил, что Украина должна отменить статус областей и отдать этот вопрос на решение местной властью.
"Решение общенациональных вопросов местной властью - противоречит любой Конституции. Не могут вопросу независимости, национальной обороны и безопасности решать районная или областная власть. Поэтому Украина не согласилась на эти советы европейских экспертов", - сказала Ярина Журба.
Эксперт отметила, что боевики стремятся к интеграции в украинские политические процессы и влиянию на решение общих вопросов, таких как вступление в любые международные структуры или выстраивание собственной системы безопасности. Вряд ли им удастся протолкнуть это в новый закон об "особом статусе" отдельных территории Донбасса. Однако обязательства Украины в этом вопросе все же придется решать новым законом.