Как вычистить Министерство внутренних дел от "кадров Януковича"? Как должна измениться украинская милиция, чтобы стать европейской? Почему реформа патрульной полиции – лишь косметический ремонт старой системы? Об этом "Знай" рассказал автор концепции реформирования МВД, директор Центра исследований правоохранительной деятельности юрист Олег Мартыненко.

Реформирование милиции нужно начать с того, что выяснить, кто работает в структуре министерства и что делает. Скажем, на сегодняшний день никто не знает, сколько бумаги положено на одного человека в месяц и сколько километров должен пройти-проехать один участковый за день. Когда вы нанимаете плиточника, вы знаете – сколько кафеля он положит за один день. А вот сколько километров должен пройти в день патрульный и со сколькими гражданами он должен побеседовать, – мы не знаем. Мы не знаем, сколько дел должен расследовать в месяц следователь.

Кабинетный персонал МВД нужно сократить радикально. Именно эти люди саботируют любые реформы и изменения. Победить внутренний саботаж в системе МВД можно только командой единомышленников, которые поддержат министра в реформировании. На сегодняшний день у Авакова такого кадрового резерва нет. Нынешние кадры – это опытные "волки", которые на терминологическом уровне отобьют все попытки серьезных реформ. Каждый из них готов реформировать систему "под ноль", лишь бы не тронуть себя.

Читайте также: Каждый полицейский будет иметь персональную видеокамеру

Процесс кадрового обновления так и не приобрел системного характера. Отличная инициатива с открытым выбором начальников областных милиций закончилась на уровне Львовской и Ивано-Франковской областей. Четкой системы подготовки новых кадров, которые могли бы учиться и через 4-6 месяцев были способны заменить любого руководителя среднего звена, – нет. И это невозможно сделать по-тихому! Для такого обновления должна быть широкая кампания по привлечение новых людей, их отбору и обучению, как это происходит с новой полицией.

Популярные статьи сейчас

Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее

Украинцам разрешили не платить за коммунальные услуги: когда счета можно "заморозить"

Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году

Налоговая проверяет украинцев за границей: что уже известно

Показать еще

Внутренний кадровый состав МВД практически не изменился со времен Януковича. Все донецкие генералы, которые пришли тогда в центральный аппарат и областные управления, остались на местах. Принадлежность к "донецким" - был единственный критерий отбора и назначения. Их назначали везде: от Закарпатской до Сумской областей – вплоть до начальников районных отделений милиции! И практически все они работают до сих пор, это бомба замедленного действия.

Чтобы начать решать этот вопрос прямо сейчас – нужно ввести британскую систему отбора инспекторов. Объявляется конкурс с несколькими прозрачными критериями, кандидаты проходят собеседование в конкурсной комиссии, в которую входят общественные деятели, и люди заходят в систему, чтобы понять, как она функционирует. Через несколько месяцев их уже можно назначать на руководящие должности среднего звена.

Министерские чиновники не хотят реформироваться. Их не устраивает только зарплата, все остальное у них – хорошо! Любой бюрократ или чиновник не может жить в ситуации изменений, ему некомфортно в такой среде.

Читайте по теме: На реформу украинской милиции американцы выделили 26 миллионов долларов

Мы предложили радикальный вариант сокращения МВД: сократить УБОП (борьба с организованной преступностью), УБНОН (борьба с незаконным оборотом наркотиков), УБЭП (борьба с экономическими преступлениями) и спецподразделения. В результате все эти генералы побежали по своим политическим покровителям и лоббировали сохранение своих структур. Ну как же, УБОП – это ж ветераны сыска, как же можно?! Считаю, что это большой подвиг Авакова, что он решился сократить хотя бы эту структуру.

У больших милицейских начальников есть компромат на многих политиков. Если Аваков их подвинет, нарушив какие-то писанные или неписанные правила – непонятно, как этот компромат ударит по властной вертикали вообще. Во-вторых, перед каждым таким решение прибегут депутаты из других фракций, которые начнут предлагать какие-то уступки или комитеты партии министра в Верховной Раде. Да, это политическая коррупция, которая существует, но это реальность, в которой живет страна.

Областные и районные подразделения милиции должны получить больше свободы. Распоряжаться бюджетом, формировать кадры и разрабатывать региональную специфику должны на местах. Идеальный вариант – создание местной полиции. Однако это можно реализовать только при сильной государственной власти и высоком уровне жизни. Местная полиция – это дорогое удовольствие, и Украина к этому пока не готова.

Местные руководители захотят, чтобы патрульная служба подчинялась напрямую им. Проще говоря, иметь маленькие вооруженные отряды, которые будут выполнять их желания. Первая стадия становления местной полиции – коррупция и тесная связь с местной властью. Через это прошли все страны. Это, как ветрянка: лучше переболеть сразу, чем потом, а не переболеть - невозможно.

Помните, как в американских фильмах место преступления вначале оцепляет местная полиция, потом приезжают "федералы", и полицейские недовольно бурчат: "Вот, понаприезжали сюда, это наша юрисдикция, вы не имеете права вмешиваться". Потом с этими конфликтами они идут в суд, где главный судья – кум шерифа. Дальше между ними может произойти приблизительно такой разговор:

- Миколо, так це ж з Києва!

- Ну і що, ми ж куми!

- Так вони ж підуть до Верховного суду, якщо там усе підтвердиться – сядемо обидва. Так що ти мене вибач, але ти – винний.

В такой модели должны работать национальная и местная полиция. Именно так работает полиция в США, Великобритании, Германии и многих других странах. Да, они 200 лет налаживают эту систему, 200 лет скандалов и судебных разборок, маленьких революций, смещений мэров. Это все случается и сейчас, но процесс вошел в спокойное русло. Это эволюция, нельзя сделать эволюционный скачок из белки к человеку. Думаю, это произойдет не ранее, чем через 5-8 лет. Литва и Польша до сих пор продолжают этот процесс реформирования.

Мы не Грузия, и не можем реформироваться простым увольнением всех действующих сотрудников. Они сразу же пойдут в суд и не только восстановятся в должностях, но и получат солидные компенсации за "ущерб".

Полиция – не армия, не нужно проводить многочасовые построения. Достаточно потопать по плацу первые несколько месяцев, и хватит. Это точно не нужно полицейскому, уж тем более заниматься этим в обязательном порядке по 2 часа в неделю. Из украинской милиции должна исчезнуть воинская дисциплина. А еще эта военная система званий. В нашей системе есть генерал-полковники, генерал-майоры и генералы третьего ранга милиции! Почему у космонавтов нет каких-нибудь "астронавтов третьего уровня"?

Украинских милиционеров необходимо по-другому учить. Стандартное обучение наших милиционеров - это стрельба в сердце с 25 метров, а нужно обучать стрельбе с 7-8 метров по конечностям. Причем, применение оружия – это не просто достал и выстрелил. Это постановка голоса, предупредительные команды, жестикуляция и только когда уже все это не работает – нужно стрелять.

Полицейский должен уметь оказывать медицинскую помощь, наши же милиционеры могут только вызвать скорую помощь.

Читайте по теме: Выдавать документы на автомобили будут в прозрачных офисах

В украинской милиции не штрафуют и не наказывают. У нас же есть только выговор и строгий выговор. Простое введение штрафов за ненадлежащее исполнение обязанностей может кардинально изменить их отношение к службе. Можно добавить распространенные в других странах несение службы без оружия, отстранение от службы. На Западе четко расписано, за что может быть наказан полицейский, и он может обратиться в суд с оспариванием: за нецелевое использование офисных средств, за нерабочее использование служебного автомобиля, за неряшливый внешний вид, за приход на работу с запахом спиртного и так далее. Со всеми этими формулировками можно спорить в суде. У нас же даже не указывается, за что был наказан милиционер. Новый начальник смотрит в личное дело милиционера и видит только выговор: то ли он деньги с трассы не принес, то ли нахамил начальнику – тайна, покрытая мраком.

Чтобы реформу МВД поддержало общество – необходимо сформулировать ясную картинку будущего. Вот бабушке у подъезда хочется, чтобы было два участковых, один из которых будет работать в будние дни, другой – по выходным. Владелец кафе в неблагополучном районе хочет, чтобы по его улице минимум дважды в день проезжал или проходил патруль. Если вы выстроите такие простые тезисы для населения – найдете контакт с простыми гражданами, и они поддержат вас в любых начинаниях.

Создание патрульной полиции – это косметический ремонт старой системы. За спиной Згуладзе мы готовим глубинные изменения. Скажем, введение трехсменной работы персонала райотделов полиции. Это автоматически улучшит работу милиции, потому что даже ночью и в выходные в районе будет 20-30 человек, которые могут выехать по вызову. Во-вторых, необходим единый центр отслеживания вызовов и доступных патрулей. Сейчас же если на Оболони что-то произошло, дежурный отдела на Петровке об этом "ни сном, ни духом"! Каждый работает внутри своего района и крайне редко пересекают его границы. И третий важный компонент – реформирование службы участковых. Их должно стать больше в сельских районах и они должны совмещать свои функции с патрульной службой. Зачем в маленьком селе патрульная служба, а в городе – участковый в районе, где уже есть патрульная служба? Они могут совмещать функции друг друга.

Читайте также: Министерство Авакова утвердило дизайн новых патрульних авто

Мы готовим карту преступности, которая будет доступна всем гражданам. Гражданин сможет кликнуть в районе или улице и посмотреть, что там произошло за последние 2-3 дня. Сейчас министр или начальник показывает какие-то бумажки, где сыплет общими фразами. А я зайду в интернет и посмотрю, ага, на этой улице вчера задержали двух людей за ношение холодного оружия - и выберу для ужина другое место. На эту же карту я сам смогу нанести информацию, которую хочу, чтобы проверила милиция. Звонить для этого уже будет не нужно. Это решит вопрос анонимности.

Читайте по теме: В новую полицию просятсяя маркетологи, кулинары и учительницы младших классов