Мост устал. Именно так объяснил горожанам произошедшее мэр Киева Виталий Кличко. Естественно, в памяти сразу всплыли слова Владимира Путина о подводной лодке "Курск", которая, как выяснилось, просто утонула. Конечно, у нас это не трагедия, тут сравнивать пока еще не вполне корректно.

На самом деле, просто повезло. Куски моста упали на отшибе, а не на проспект или рынок со стороны станции метрополитена. Буквально несколько лет назад ограждение этого моста уже падало прямо на рынок. Тогда тоже никто не пострадал, но это уже был серьезный "звоночек". Однако никаких действий городские власти не предприняли. Стоит ведь мост? Стоит, есть не просит. А значит и на ремонт тратиться пока смысла нет.

Десять лет без ремонта

Что же происходит с Шулявским мостом, и почему его не отремонтировали как следует до того, как он стал угрозой жизни и безопасности киевлян? Мы поговорили с исследователем города Львом Шевченко.

Популярные статьи сейчас

В Украине усилят мобилизацию и укрепят города: к чему следует готовиться

1000 гривен от государства: как получить помощь пенсионерам

Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию

Украинцам разрешили не платить за коммунальные услуги: когда счета можно "заморозить"

Показать еще

"Рынок под мостом масштабно сгорел как раз 10 лет назад. Пострадали конструкции моста, которому тогда было около 40 лет (его построили в 1968 году), после чего под ним поставили металлические подпорки. Все эти годы городские власти и активисты плодили проекты реконструкции развязки и отодвигали ремонт моста. Уже после вчерашнего обвала Кличко заявил, что мост как раз в этом году и собирались реконструировать. То есть причиной обрушения стало постоянное откладывание ремонта в течение 10 лет", - объяснил исследователь.

Хотя инженеры еще после пожара десятилетней давности предупреждали, что мост потерял около 30% своей прочности, что для путепровода – катастрофа. Были разработаны сразу несколько проектов реконструкции, но ни один не был окончательно утвержден.

Согласно последнему плану, на который ориентировались коммунальщики, ремонт моста должен был начаться в 2015 году. Осталось два основных проекта: трехуровневая развязка с тоннелем и эстакада с круговым движением. И пока власти прикидывали, какой обойдется дешевле для бюджета, аварийный мост продолжал разрушаться.

Эксперт по урбанистике Игорь Тищенко полагает, что основная вина за ситуацию с мостом лежит на "Киевавтодоре", который с легкой руки мэра Кличко занимается исключительно парковками, а не комфортными и безопасными улицами для всех жителей города.

"Он у них 10 лет на балансе. Эти старомодные автомобилецентричные монстры превращают Киев в дорогую и огромную развязку-парковку. За 10 лет не удосужились отремонтировать мост. Хотя у них колоссальный бюджет, и это точно можно было сделать", - считает эксперт.

И, естественно, как только путепровод стал рушиться, сразу объявили, что уже вот-вот должен начаться ремонт. Получается, что виноват сам мост, который не захотел еще немного подождать и начал подло сыпаться на головы горожан. А раз никто не пострадал, то и переживать не о чем.

Жидкий асфальт

Хотя поводов для переживаний у киевлян как раз немало. Ведь ожидавший реконструкции долгие годы мост – это только вершина айсберга.

Весна в этом году оказалась на удивление ранней. Еще недавно по всем прогнозам предполагался холодный март с дождем и мокрым снегом. Но внезапно пришло потепление, снег растаял всего за пару дней. И оказалось, что вместе со снегом "растаяли" и дороги, на которых образовались разнообразные дыры и дефекты, которых осенью, вроде бы, не было. Вряд ли кто-то удивится, если в самый разгар жаркого лета асфальт и вовсе потечет, как у нас уже бывало.

Всего несколько лет назад ремонтировали Житомирскую трассу, и вот она уже в не вполне удовлетворительном состоянии, о чем неоднократно сообщали простые водители и дальнобойщики.

Мэр столицы Виталий Кличко при этом проблемами города не сильно обеспокоен. За 2016 год он, например, отсутствовал в городе почти 120 дней – треть всего своего рабочего времени. Кличко обычно берет 2-3 небольших отпуска в месяц, иногда за свой счет. Может ли мэр хоть как-то контролировать ситуацию, если его нет на месте, если он физически отсутствует на работе? Вряд ли. Аварийные же объекты, пока он отдыхает за границей, начинают потихоньку разрушаться. И, само собой, Шулявский мост в итоге "устал", ведь у него, в отличие от Кличко, отпусков нет.

Аварийный Киев

В целом по Киеву немало аварийных объектов, которые давно просят ремонта. И большая их часть не ремонтируются вовсе не из-за лени властей или экономии бюджетных средств, а по более комплексным причинам.

"В центре города полно заброшенных старинных домов в аварийном состоянии, но это из другой оперы - собственники или государство целенаправленно доводят их до такого состояния, чтобы потом снести и построить что-то на их месте", - рассказывает Лев Шевченко.

По мнению исследователя, в целом по городу ремонтные работы периодически ведутся, ведь иначе уже бы рухнуло и просело практически все.

"Крупные инфраструктурные объекты - мосты через Днепр, например, ежегодно или раз в несколько лет ремонтируются, таким образом их поддерживают в более-менее удовлетворительном состоянии. В метро бывают просадки грунта в туннелях, что сказывается на скорости движения поездов - им приходится ехать с небольшой скоростью, но там тоже худо-бедно ремонтируют. Эстакада на Шулявке - это беспрецедентный случай халатности, за 10 лет в городе было построено множество развязок и эстакад (Почтовая площадь, эстакады на Набережном и Столичном шоссе), а Шулявку игнорировали", - комментирует специалист.

В конечном итоге, так дела и обстоят. Здания и другие аварийные объекты ремонтируют только в том случае, если без ремонта они создадут невероятные по своему масштабу проблемы. И то, ремонтируют не капитально, а чтобы "до выборов постояло". А многие старинные здания просто отправлены "на пенсию", и власть под руку с застройщиками ждет, пока они развалятся сами по себе. Зато мэр в столице всегда свежий, подтянутый и отдохнувший.