После скачка курса доллара до 40 гривен подорожал бензин. Стоимость поднялась выше 30 гривен за литр. После удешевления американской валюты, снизилась стоимость и бензина. Сейчас стоимость А-95 составляет в среднем до 20 гривен.
Чего Украинский ожидать на рынке топлива рассказал эксперт НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
- Что происходит на мировом нефтяном рынке?
- Идет геополитическая игра. Ее последствия можем наблюдать сами - в начале 2014 года баррель нефти стоил в пределах 110 долларов, а сейчас вдвое дешевле - 55 долларов. И колеблется в диапазоне - 55-65 долларов за баррель. Нефть упала в цене из-за совпадения интересов США и Саудовской Аравии. США заинтересованы в снижении цен, Саудовская Аравия заинтересована в том, чтобы вытеснить конкурентов - прежде всего Россию с рынка. Это большая политика.
- Что может повлиять и изменить мировую цену на нефть?
- В экономике есть такой термин - "черный лебедь". Это какоя-то неожиданное событие, которое повлияет на многое, в том числе и на стоимость нефти. Это может быть переворот, война, смерть одного из лидеров государства, какие-то договоренности, какая-то тайная информация. Любое, что сможет подтолкнуть рынок в какую-то из сторон - к увеличению или к уменьшению цен.
- Что происходит на украинском рынке горюче-смазочных материалов?
- Трейдеры закупают горюче-смазочные материалы за рубежом - конечно, за валюту. Поэтому украинский рынок напрямую зависит от курса доллара. Доллар вырос - цены на бензин выросли, доллар упал - и мы наблюдаем на АЗС такой же результат с топливом. Если НБУ удастся укрепить гривну на уровне 21 гривен за доллар, литр бензина в среднем будет стоить 17 гривен. Пока курс колеблется, а цены на бензин реагируют.
- Почему нефтетрейдеры не подстрахуются и не сделают запасы на период таких прыжков?
- Могли бы, но сейчас украинские трейдеры вообще не могут делать запасы горюче-смазочных материалов - не хватает валюты, чтобы закупить большие партии. Сейчас в СМИ распространяются новости о том, что трейдеры уменьшают в несколько раз объемы закупки. Это немного не верно - трейдеры их не уменьшают, а просто разбивают - одну большую партию на несколько меньших. Многие импортеры рассказывают, что привозят бензовозами топливо на день-два, а потом, снова отправляют бензовозы за топливом - так выгоднее и такие покупки не требуют значительных валютных вложений.
- Не секрет, что сейчас начались весенне-полевые работы. Зато импортеры не имеют возможности покупать большие партии топлива. Как это может сказаться на рынке?
- Пока все потребности трейдеры удовлетворяют. Но топливо - это инфраструктурный материал. Поэтому если государство не будет делать ничего с курсом доллара и отпустит его - топливо в цене последует. В результате может возникнуть коллапс - не сможем посеять или собрать урожай.
- А как себя в таких условиях чувствует среднестатистический украинец с автомобилем?
- Цена растет, а доходы падают. Только в январе-феврале продажи топлива в розницу сократился на треть. Сейчас водитель уже больше думает - сесть за руль автомобиля, может пройтись пешком, предпочесть автобус.
- С нового года государство увеличило акциз на топливо, как это сказалось на трейдерах?
- Если рассматривать стоимость бензина - это 50% с каждого литра имеют производители, 10% с каждого литра - это расходы на транспортировку и продажу. В 2014 году трейдеры платили 30% налогов с каждого литра государству. Себе же имели по 10% в среднем. Сейчас государству нужно заплатить уже 37%. Прибыль остается - 3%, вместо 10%. Конечно, многие жалуются. Сейчас им приходится больше отдавать и меньше зарабатывать.