По статистике "Индекса Глобальной Конкурентоспособности" украинские дороги в 2015 году заняли 132 место из 140 по качеству в мире. Дороги в нашей стране равны по качеству дорог с такими странами как Мавритания и Мозамбик.
Финансирование дорог у нас не самое худшее, но результата нет.
"Знай" попытался разобраться – почему?
Украинская система финансирования дорожных работ предполагает поступления от акцизов, из местных бюджетов, из Фонда регионального развития, а также от Международных финансовых организаций. Только в этом году международные институции планируют потратить на украинские дороги около 4,3 млрд. грн. из которых: 1,968 млрд грн - на строительство и реконструкцию 1,975 млрд грн - на капитальный ремонт и 440 млн. грн - на эксплуатационное содержание.
Читайте также: Власть уничтожила судовую систему Украины
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Гороскоп на 21 ноября для всех знаков Зодиака: время покончить с хламом в голове и делах пришло
Кто не выполнит требования ПФУ – останется без пенсии: кому приостановят выплаты
Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь
На самом же деле, в большинстве украинских регионов дороги просто нет. Зима закончилась, снег растаял и стали видны все дыры отечественных дорог. По статистике 97% украинских дорог требуют ремонта. Чтобы их отремонтировать, нужно вложить минимум два годовых бюджета страны.
Ярким назиданием и укором украинским дорожникам становится возрастающее количество венков по обочинам трасс – ведь езда по таким дорогам, это всегда риск аварии с летальным исходом.
До 2009 года в Украине существовал Дорожный фонд.
Каждый год соответствующим законом о госбюджете останавливали его финансирование, и оно фактически проходило по совершенно другим механизмам, через "Укравтодор", например.
Укравтодор, совместно с Министерством инфраструктуры разработал 2-а законопроекта №2724 и №2725 о создании Дорожного фонда. Создание отдельного фонда предусматривает, что все целевые поступления, акцизный сбор от импортных нефтепродуктов, топлива и автомобилей, должны идти в дорожный фонд и делиться в пропорции 60 на 40. 60% будет выделяться на дороги государственного значения, а 40% - на дороги местного значения.
Эти законопроекты были поданы в Верховную Раду Украины в апреле 2015 года, но были отклонены. 29 марта 2016 законопроект о создании Дорожного фонда вновь оказался на повестке дня, однако на этот раз не набрал достаточного количества голосов.
Вместо этого правительство определило дорожный бюджет на 2016 год. На ремонт дорог всех уровней выделяется 19,4 млрд. грн. Основные источники – бюджетные деньги, новые кредиты и неиспользованные кредитные средства прошлых лет. Если сравнивать с прошлым годом, кредитные отчисления были выше – из выделенных 25 млрд. на погашение кредитов было потрачено 17,7 – т.е. около 70% от суммы всего бюджета дорожного ведомства. Основные источники финансирования – государственный бюджет и деньги международных финансовых организаций.
Не смотря на огромные суммы и пафос на бумаге, на деле чаще всего дело ограничивалось обычным латанием отдельных участков.
Деньги которые, рассчитаны на ремонт дорог, будут распределены по областям. Не высокие средства пойдут туда, где дороги более менее в лучшем состоянии. На участки дорог Киев - Харьков и Киев – Одесса, а это участки общей протяженностью около 148 км, Карпатский регион, объекты во Львовском регионе, а также на работы по восстановлению дорожной инфраструктуры в восточных областях страны.
Самые высокие средства, на ремонт дорог пойдут в Львовской, Одесской, Волынской, Полтавской и Днепропетровской областях.
На Львовскую область будет потрачено 1,78 млрд. грн – ремонт 347 км дорог. Одесская - 882 млн. грн. на ремонт 88,74 км дорог. Волынская область - ремонт 121,7 км. дорог за 689 млн. грн. В Полтавской области отремонтируют 80 км. дорог за 603 млн. Днепропетровская область получит – 585 млн. грн. на ремонт 106 км дорог.
"Для того чтобы отремонтировать то, что есть – нужно около 1 трлн. грн. То есть, чтобы решить этот вопрос, надо потратить почти 50% ВВП страны. Потом надо будет выделять по 50 млрд. в год. Иначе через 10 лет подойдет срок капитального ремонта и придется ремонтировать снова. Всего у нас 170 тыс. км .дорог. В ужасном состоянии 97%, еще 3% ремонтировались в последние 10 лет. Остальные не ремонтировались вообще. А ремонтировать надо каждый год 17 тыс. км", - говорит глава департамента автотранспорта Министерства инфраструктуры Роман Хмиль.
заместитель министра инфраструктуры в 2014-2015 годах, эксперт по вопросам транспорта Александр Кава говорит, что деньги на ремонт дорог у страны есть. Просто их тратят не по назначению.
В прошлом году с собранных 40 млрд. акцизов дали только 4 млрд. из бюджета и еще 4 — млрд. из других источников, таких как кредиты. В этом году будет 6,5 млрд. из бюджета и 18 млрд. из других источников. Почему нельзя один раз качественно сделать, а не так как всегда, как то оно будет. Беда наших дорог в том, что каждый, кто имеет доступ к этим средствам, пытается урвать хоть что то. И потом имеем то, что имеем. Дорог нет, и не было", - говорит Кава.
Читайте также: Севастопольский пляж остался без песка
Украина стремиться к Европе. Но надо понимать, что чтобы быть в Европе, нужно соответствовать. Например, в Германии к ремонту дорог относятся серьезно, перекладывают на всем ремонтируемом участке, заплатки практически не ставят. Снимается старое покрытие, наносится клей, настилается новый слой асфальта толщиной 8 см. Он хорошо утрамбовывается, сохнет. Далее через клеящую прослойку накладывается верхний слой износа, в среднем толщиной 4 см. Немецкие компании, занимающиеся обслуживанием дорог, четко следят за качеством - все работы по асфальтированию имеют гарантию. Если на дороге появляются ямы или выбоины, подрядчик обязан все переделывать уже за свой счет. Любая аварийная ситуация, вызванная пробоинами на дороге, может обернуться судебным иском.
Но украинским дорогам до германских дорог очень далеко, как и до ответственности.