"В далекий 2011 год, когда мы только начинали работу над спектаклем "Депеш Мод" на дворе лил жуткий дождь и крыша театра протекала. Тогда нам нужно было очень хорошо постараться, чтобы навести на сцене порядок. Сегодня дела идут значительно лучше, но во время "Депеш Мод" на сцене снова льется дождь. К счастью, его делает специальная установка." - Андрей Галан, директор Харьковского молодежного театра.
На киевской сцене Малого академического театра начинаются первые гастроли спектакля "Депеш Мод" по одноименному роману Сергея Жадана. Актеры Харьковского театра покажут историю студентов 90-х годов, проживающих в Харькове. Зрители окунутся в атмосферу "лихих девяностых" без блеска и каемочки.
У спектакля интересная судьба. Впервые его поставили на немецкой сцене режиссер Маркус Бартль художник-постановщик Филип Кифер, после прочтения украинского романа в 2009 году. Позже Сергей Жадан решил вернуть спектакль на родину, и перевел сценарий с немецкого языка на украинский.
Сегодня продолжается сотрудничество с Германией. Сейчас организованны первые гастроли постановки по Украине при поддержке Goethe-Institut в Украине и руководителя Фридерике Мёшель. А спектакль был поставлен с участием Бартля и Кифера совместно с харьковским режиссером Александром Ковтуном и украинской труппой. Действие в Харькове уже год собирает полные залы и на эти гастроли все билеты были распроданы за месяц.
" -Что нужно делать, чтобы все наладилось?
- Чтобы все наладилось нужно что-то делать." (с) Сергей Жадан
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
В зале погас свет, а на сцене декорации комнаты в студенческом общежитии.
Казалось бы, что там, студенческие годы... Воображение сразу рисует яркое времяпровождение, светлые стремления, романтические порывы и перспективное будущие. Но автор и труппа напрочь разбивают образ "беззаботности". Наоборот, мы видим обратную медаль молодости, когда буквально "срывает крышу" от спиртного и осознания того, что человек предоставлен сам себе.
"Я писал не о девяностых… Это спектакль не о первых годах независимости. Это спектакль не о купонах. Это спектакль о молодых людях, которые пытаются открыть для себя этот мир, пытаются воевать с миром, отстоять свою правду, пытаются найти себя в этом мире", - объясняет автор романа Сергей Жадан – "Три мушкетера, то бишь, 4 алкоголика (про главных героев, ред.)"
На сцене грязный и унылый Харьков. Актеры надели на себя амплуа молодых алкоголиков и просто глупых и безумных людей. Обстановку нагнетает дождь, который периодически льется с потолка прямо на сцену. Над декорациями особо не нужно было заморачиваться, достаточно пройтись по барахолкам и найти вещи, пропахнувшие перестройкой. Реальные звуки харьковского метро и электрички, которые сопровождают спектакль, глубже окунают в серость эпохи.
Несмотря на стереотипность образов и атмосферы спектакль радует умением посмеяться над обыденностью и проблемами того времени. Ощущение безысходности судьбы главных героев разбавляет их собственный сарказм и ирония. Даже погружаясь в тягость происходящего, на лице появляется усмешка от парадоксального настроения на сцене.
Главных героев исполняют Константин Скиба (Сергей Жадан) Даниил Карабейник (Собака Павлова) Дмитрий Герасимчук (Вася Комунист). Возраст актеров соответствует возрасту их персонажей. Актеры проводят параллель между персонажами и своей жизнью – многое совпадает, признаются ребята.
Живость образов исходит от их реалистичности. Сергей Жадан рассказал, что многие персонажи – это реальные люди: "Мне и придумывать ничего не надо было… Я знал настолько ярких и колоритных личностей, что мне хватило всего лишь очень внимательно описать их, чтобы не упустить ни одну деталь."
Не смотря на попытки притянут за уши параллель между действиями спектакля и сегодняшней обстановкой – автор отрицает сходство: "В девяностых страна, точнее осколок империи, распадалась , а сегодня страна как раз формируется, структурируется, в этом как раз и отличие." Актуальным остается вопрос поиска жизненного пути. И не важно, что на сцене вопрос звучит из обстановки грозных и суровых девяностых, ведь его задает себе каждый человек в любой исторический период. Самое главное - какой ответ найдет для себя каждый из нас.