По данным Минсоцполитики, сегодня 19 человек претендуют на одно рабочее место, а наименее востребованы на рынке труда - специалисты средней квалификации. Поэтому украинцы массово подаются в сферу hand-made: производят собственные товары, продают их через знакомых, отдают на продажу в онлайн-магазины. Это иногда дает до 300% прибыли. Корреспонденты портала "Знай" узнали, как начать собственное дело, сколько можно получить за творческие работы. Оказалось, что у 17% украинцев есть хобби, которое можно превратить в источник заработка. Среди них 42% - молодежь, чаще всего - студенты вузов, обучающиеся на творческих специальностях.

"Для того, чтобы начать собственное дело в этой сфере, не нужно очень много усилий или серьезных капиталовложений. Прежде всего - иметь идеи, уметь создавать что-то своими руками, знать как работать с материалами. Важно проверить, есть ли спрос именно на те вещи, которые вы планируете производить. Чтобы начать зарабатывать на изделиях, нужно сделать несколько первых товаров, сформировать на них цены, по которым будет выгодно их продавать, учесть покупательную способность клиента. Едва ли не самый важный момент - выбор точек сбыта, дешевая и легкая для входа, но, при этом, имет самую большую аудиторию - Интернет", - считает руководитель онлайн-платформы для продажи товаров ручной работы Crafta.ua Александр Юрьев.

Читайте также: Херсонский мастер творит чудеса с радиоламп (фото, видео)

Его мнение разделяют те мастера, у которых нет физической возможности реализовать собственные товары: они воспитывают маленьких детей или живут в небольших городках с незначительным процентом спроса на hand-made.

"Мои картины выставляются в онлайн-галереях, общественных местах, например парикмахерских, салонах красоты, фитнес-клубах, где картины служат украшением стен. Продаю, в основном, через Интернет или через знакомых по совету и рекомендации. Цену формирую из себестоимости материалов и затраченного времени. Собственные блокноты предлагала в магазины цветов, там их берут в придачу к букетам. Ставишь свою цену, а продавец решает, сколько сверху хочет добавить к цене", - рассказала художница Олеся Сетрина. Она специализируется на декупажном декорировании, блокнотах ручной работы и картинах маслом. Проводила мастер-классы в Киеве и Винницкой области. Живет в Жашкове.

Популярные статьи сейчас

Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди

Срочно бегите в супермаркет, пока не начались длительные отключения света: что нужно купить каждому украинцу

Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите

Многочасовые очереди в ТЦК отменяются: в "Резерв+" заработала долгожданная функция

Показать еще

Сегодня украинский хендмейд - сувенирная продукция для туристов

"Хорошо продается качественный текстиль, небольшие интересные вроде куколки-"тильды", мишек, котиков, ежиков хорошо берут. Сейчас в тренде - еноты. После Майдана была волна покупок одежды, игрушек и магнитов с украинской символикой от туристов. Сейчас берут визитницы, обложки на паспорт. Мастера нас находят сами, приходят в магазин. Нам важно, чтобы работа была из натуральных материалов, тканей и оригинальной, не просто скопированной из Интернет. Иногда можем посоветовать, что доработать, подсказываем, какую лучше цену на изделие поставить, чтобы оно было доступным", - рассказала продавец в винницком hand-made-магазине Светлана.

Качественные фото и описание товара - половина дела успешной продажи онлайн

"Для того, чтобы успешно продавать, надо хорошо их сфотографировать и подробно описать, предоставить по ним всю необходимую информацию, ведь это то, на что опираются потенциальные покупатели при принятии решения", - заверил руководитель онлайн-платформы.

По его словам, здесь тоже есть варианты: можно создать собственный сайт, что требует затрат на разработку и продвижение, или размещать свои работы на специализированных порталах. Самые известные примеры в США и Европе - Etsy.com и Bonanza.com.

Продажи на столичном Андреевском спуске в плачевном состоянии из-за Майдана

Мастер, которая долгое время продает собственные изделия рассказала, что закрывает ЧП и ищет работу иллюстратором.

"Я выходила на Андреевский спуск со своими работами, но после Майдана, продать там что-то очень непросто. Иностранцев - мало, а наши люди не могут позволить купить себе вещь ручной работы. Многие уже не выходят на Андреевский спуск совсем. Остались в основном те, кто выходит без документов и те, кто продает товары из Китая", - рассказала "Знай" женщина, которая попросила не называть ее имя.

В магазине "Правда Б" также на Андреевском (вторая их торговая точка - во Львове) не смогли ответить, какой сейчас объем реализации. Основной персонал разъехался на лето по фестивалям с различным товаром.

Ярмарки в торговых центрах - не окупаются

По словам киевских мастеров, сегодня невыгодно участвовать и в специализированных выставках "хенд-мейда", поскольку цена аренды места стала выше, а покупатель на них не приходит.

"Возможность торговать стоит в Киеве дорого - например, за 2 дня ярмарки в торговых центрах надо отдать 600-700 грн. Реализую в основном через интернет", - рассказала мама двух маленьких детей и столичная мастерица Алена. Производит вещи и игрушки из шерсти, эко-сумки, "ловцов снов", проводит мастер-классы на фестивалях.

Война с Россией повлияла и на онлайн-рынок украинского hand-made

Некоторые мастера закрыли все соглашения и контракты с российскими магазинами, потеряв таким образом основного покупателя за рубежом.

"Работа мастера - это не штамповка. Если бы у нас была возможность продавать свои работы за границу, на Запад или в Америку, это бы вдохновило многих. Творчество требует времени, осмысления, подготовительных работ, и стоит соответственно. И государство бы от этого только выиграло, потому что в страну пошла бы валюта, но пока у нас это невозможно - не работают системы. Некоторые мастера работают с Россией, потому что это - единственная страна, куда продать можно. А для патриотически настроенных мастеров продолжается "черная пятница" длиной в годы", - добавила мастерица с Андреевского.

Покупатель изделий ручной работы - яркая личность

"Прежде всего, это люди - которые стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, им надоели одинаковые вещи. Они умеют ценить ручную работу и не равнодушны к качеству изделий. Среди поклонников больше молодежи, однако в последнее время и представители старшей возрастной категории присоединяются к тренду", - подытожил руководитель онлайн-платформы для hand-made Александр Юрьев.

Взаимодействие себестоимости и цены, которую формируют мастера, можно увидеть в специальной инфографике от портала "Знай".