Фотография избитых "Беркутом" до крови отца и сына Кузнецовых – шокировала не только украинцев. Снимок отца и сына облетел ведущие издания Америки и Европы и стал символом сопротивления против жестокости режима.
Николай Кузнецов – доктор технических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Украины, лауреат Государственной премии в области науки и техники, лауреат премии им. В.М.Глушкова. Его сын Игорь – кандидат физико-математических наук. Оба они – сотрудники Института кибернетики им. В.М.Глушкова НАН Украины. Такие люди по определению и статусу являются аполитичными. Но когда на Майдане "Беркут" избил студентов – Николай Юрьевич и Игорь поняли, что не могут остаться в стороне.
Читайте также: Киев вошел в ТОП-10 самых непригодных для жизни городов
"Впервые мы вышли на Майдан на Вече в воскресенье 1 декабря, когда там уже было много людей, – вспоминает Николай Кузнецов. – Сейчас уже, смотря на все в ретроспективе, у меня создается впечатление, что избиение студентов было хорошо продумано. Кто-то отдал приказ не разогнать детей, а создать картинку, чтобы все заснять и поднять протестное движение. Политики перед избиением быстро ушли оттуда, увезли всю технику, а вот камер, чтобы все отснять, было достаточно. Бедные дети реально попали под раздачу, стали разменной монетой в игре политиков. Сейчас я это понимаю, но тогда не выйти со всеми просто не мог".
Вместе с сыном Николай Кузнецов ходили на Майдан несколько раз в неделю.
Мобилизация без ТЦК: что изменится для военнообязанных
Выплатят по 17 460 грн каждому: украинцам приготовили новую помощь на зиму
Проверки ТЦК на улице: законно ли требование показать телефон
"Раз в год буду отчитываться": Вера Брежнева призналась, как часто 40-летним хочется секса
"19 января начались серьезные столкновения на Грушевского, - рассказывает ученый. – В дни затиший мы пытались устанавливать контакты с другой стороной. С "Беркутом" говорить было невозможно – они прятались за спинами ВВшников, а вот солдаты и офицеры ВВ с нами общались нормально. Были провокаторы, которые пытались разжечь столкновения. Однажды я общался с офицером-ВВшником. Говорили о положении в стране, когда в нас полетели камни. Он даже прикрыл меня своим щитом.
В тот роковой день, 18 февраля, отец с сыном пошли на Институтскую.
"Сначала, ничто не предвещало беды. Люди ходили, общались. И вдруг, мы увидели, что люди побежали назад, а в метрах 20 – движущуюся шеренгу "беркутовцев". Мы стали отходить, но "Беркут" шел намного быстрее. В какой-то момент мы оказались среди них. Нас повалили, били дубинками, ногами по голове, спине. Как выяснилось потом, мне сломали лопатку, а на лбу была круглая рана от пластиковой пули", - вспоминает Николай.
Когда "беркутовцы" отступили, Игорь и Николай смогли подняться и пошли вверх по Институтской, поддерживая друг друга. В этот момент они и попали в объективы фотографов.
"Мы очень благодарны волонтерам-медикам, оказавшим первую помощь, – говорит Николай. – Выручали местные жители, которые прятали раненных по подъездам".
Избитых Кузнецовых с Институтской к Военному госпиталю вывезли активисты Автомайдана. Там их сумела разыскать родные и доставить домой. Но только на следующий день в Больнице скорой помощи Николаю и Игорю зашили головы, наложили гипс.
Супруга Николая Кузнецова – Алла вспоминает, как ехала за супругом и сыном к Майдану – все таксисты отказывались. Лишь пенсионер-чернобылец на старенькой девятке внял мольбам.
"Едем, а по пути в разных местах толпы "титушек". Идут с битами, металлическими трубами. Действительно было очень страшно. Мужа и сына, окровавленных и перебинтованных, я прикрыла своим большим шарфом, чтобы "титушки" не заметили их в машине", - рассказывает женщина.
В милицию отец и сын заявление не написали. Никто из следователей даже после смены режима не поинтересовался избиением ученых, уголовное производство никто не открыл.
" К "беркутовцам" мы с сыном ненависти не испытываем. Каждый человек будет отвечать за свои деяния рано или поздно. Ответят все - кто убивал, калечил беззащитных людей", - говорит Кузнецов-старший.
Читайте также: Студенты Тернополя вышли на Майдан (фото)
Он с горечью отмечает, что на Майдане он стоял не за нынешнюю власть и не за то, что сейчас происходит в Украине.
"У нас в стране, одной из самых бедных в Европе, много долларовых миллионеров и миллиардеров. Недавно услышал, что один известный миллионер-политик за год войны "укрупнил" свое состояние примерно на $180 миллионов и стал почти миллиардером. Если разделить эту сумму на число дней в году, то выйдет что он богател на $500 000 в день. Вы можете себе это представить!? При этом наши пенсионеры с мизерными пенсиями, не живут, а выживают", – сокрушается ученый.
О Майдане им с сыном сейчас напоминают только рубцы на теле и боль в душе по погибшим и покалеченным в те страшные и героические дни.