Вместо открытых списков, избирателей заставят голосовать за кандидатов, которых выбирают сами партии. Ограничения на расход денег на рекламу не сняли, а многие округа вообще останутся без представителей в органах власти.

Так оценивают эксперты Закон о местных выборах, который приняла вчера Верховная рада.

Денис Коврижин, эксперт Международного фонда избирательных систем рассказал "Знай", что в последний день перед голосованием Блок Порошенко внес на голосование собственный законопроект. Его не видели и не обсуждали эксперты. Этот закон меняет лишь несколько технических вопросов и закрепляет верховенство денег и админресурса на местных выборах.

- На своей странице в Фейсбуке вы заявили, что возвращение блоков в местных выборах - это угроза для избирателей. В чем она заключается? В Украине ведь уже действовала такая система?

- Объединение в блоки происходит только того, чтобы преодолеть избирательный барьер. Практика показывает, что такие блоки рассыпаются сразу после прохождения в совет. Главные решения в блоках принимает их руководитель и это мало кому нравится.

Популярные статьи сейчас

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Гороскоп на пятницу 22 ноября для всех знаков Зодиака: день для перемен и простых радостей

"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации

Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут

Показать еще

По сути, депутаты проходят в органы власти с одними обещаниями, а делают, что вздумается, потому что не несут никакой личной ответственности.

Негативный имидж запрета блоков сделал Янукович, который таким образом боролся с оппозицией. Тогда Юлия Тимошенко завела в списки многих известных на местах людей, которые тянули ее блок как локомотивы, а после выборов отходили от активной деятельности.

Эксперты тогда указывали, что запрет на создание блоков повысил персональную ответственность депутатов. Избиратели четко знали, за кого голосовали, кто и что сделал до следующих выборов. Когда же ты голосуешь за абстрактный "блок", это очковтирательство.

- Почему новая система грозит округам вообще не иметь представительства в местных советах?

- Согласно новому закону, вы увидите в бюллетене только одного кандидата от одной партии. Вы голосуете за него, однако ваш кандидат пройдет только, если его партия преодолеет избирательный барьер в округе.

Например, ваш кандидат шел от неизвестной партии и набрал в округе 70% голосов. Но его соперник с 20% голосов от большой партии, которая прошла избирательный барьер, станет депутатом от вашего округа!

В Европе действует система, когда вы можете проголосовать за кандидата, даже если партия не поставила его на первое место в своем списке. То есть, каждая партия предлагает перечень из 5-7 кандидатов и вы лично решаете, за кого голосовать. Именно такая система действует в Польше, Чехии, Эстонии, Финляндии и многих других странах по отличной определенных технических деталей.

Однако, в Украине предлагают голосовать за кандидатов, которых выбрала сама партия!

Далее избирательная комиссия подсчитывает сначала победителей среди партий. Каждую дают квоту в местной рады. Партия делегирует победителей своего собственного списка. От партии "А" и партии "Б" в совет войдут кандидаты из одного и того же села, а из соседнего - ни одного, потому что там не два кандидата набрали по 30%, а десять - по 6%. В результате, с одного округа в совет пройдет 5-7 кандидатов, а от соседнего - ноль.

Читайте также: С депутатов и судей снимут неприкосновенность - Порошенко

- Кому же выгодна такая система, если она несет в себе угрозу социальных бунтов?

- Эта система выгодна крупным партиям. Они могут потратить много денег на избирательную кампанию и использовать админресурс. Мы предлагали отойти от логики "чем больше денег на выборах, тем вероятнее победа" к принципу "избирательная кампания из двора во двор". Для этого нужно ограничить расходы на предвыборную рекламу, запретить агитацию в СМИ и на билбордах, а сосредоточиться на листовках, выступлениях во дворах и общении с избирателями.

В общенациональном масштабе партии получают такой результат, который имеют на самом деле. Невозможно подделать миллион голосов. Но на местном уровне, когда победа отмечается 10-15 голосами, роль админресурса становится сверхважным. Чем меньше округ - тем проще подкупить как кандидатов, так и избирателей.

- Каким образом на голосование в Верховную раду мог попасть настолько абсурдный закон?

- Закон писала экспертная группа (в которой принимал участие и я) во главе с Александром Черненко от Блока Порошенко. В итоге длительных дискуссий, мы предложили подать на голосование согласованный вариант законопроекта. Но за день до голосования на пленарное заседание внесли проект, который мы не видели и не обсуждали!

Черненко сказал, что поскольку голосов на наши варианты не было совсем, он внес на голосование тот, на который хватало голосов. Закон об открытых списках на местных выборах был обещан лично Порошенко и коалицией. Им было сверхважно успеть проголосовать за него еще в этом месяце.

Что интересно, парламент уже готов избираться на следующий созыв по этой чудо-системе, изобретенной в Администрации президента! Эта, так называемая "британско-немецкая", система не имеет отношения ни к британской мажоритарке, ни к немецкой смешанной системе.

Они должны знать, что ничего не изменят этим законом, а лишь поменяют "шило на мыло". Эта "реформа" не соответствует ни коалиционному соглашению, ни обязательствам Украины перед мировым сообществом.