В начале недели во время дачи взятки в $150 тыс задержали заместителя прокурора Киевской области Александра Корниеца и первого заместителя главы следственного управления ГПУ Владимира Шапакина. Операцей руководил заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе и председатель СБУ Василий Грицак.

Во время обысков в кабинете Шапакина изъяли еще $400 тыс, а в Корниеца ювелирные изделия, 65 бриллиантов и автомат "Калашникова". В конце недели оба вышли под залог в 3,2 млн грн. Доведут ли возбужденное против них уголовное дело до конца и смогут ли прокуроры уйти от наказания, в интервью "Знай" рассуждает бывший прокурор, а ныне блогер Сергей Иванов.

-После задержания вип-прокуроров за получением ими взятки в 150 тысяч долларов, появилась версия, что это могла быть подстава.

- В определенном смысле дача взятки и есть подстава. Человек, который дает взятку, подставляет того человека, который от него её требует. Любая оперативная комбинация, связанная с дачей и разоблачением взяточника базируется на провокации. Так во всем мире.

Хотя в Украине еще достаточно строгие порядки. В некоторых развитых странах, на которые мы ориентируемся, значительно либеральнее относятся к взяточникам. Люди там могут не предупреждать соответствующие органы о даче ими взятки. Они сначала даю её, фиксируют, а потом уже предоставляют доказательства следствию.

Популярные статьи сейчас

Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин

Будут большие штрафы: с какого возраста юношей ждут в ТЦК

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен

Показать еще

В прокуратуре до сих пор сохранилась система, которая работала за Виктора Пшонки. Все генеральные прокуроры, которые были после него, на эту должность приходили для собственного обогащения. Это Олег Махницкий и Виталий Ярема. Последний сознательно уничтожал доказательства связанные с расстрелом на Майдане.

Есть генеральный прокурор, его кошелек. Во времена Яремы роль кошелька выполнял господин Даниленко (Анатолий Даниленко, бывший первый заместитель Яремы. - Знай.юа). Шокин к нему заходил на цыпочках. В Яремы был еще господин Бачун (Олег Бачун, заместитель Яремы — Знай.юа), который выполнял особые поручения. Если Даниленко занимался местным бизнесом, то Бачун, как человек более опытный, занимался глобальными вопросами.

Например, помогал компании Януковича не перерезать их активы в Украине. Это касается компании БРСМ Эдуарда Ставицкого. С июля 2014 по июль 2015 года по отношению к БРСМ только милицией было открыто два уголовные производства за выпуск и реализацию недоброкачественной продукции и незаконное изготовление товаров из недоброкачественного сырья. В октябре эти дела закрыли по требованию Генпрокуратуры. Не говорю, что наши милиционеры так хорошо работают, но в данном случае они были правы.

Менее чем за 3 недели до взрыва МВД возбудило против них еще одно уголовное дело. На этот раз связанное с занижением НДС. Гузырь, который является кошельком в Шокина, (заместитель генерального прокурора Владимир Гузырь. - Знай.юа) написал, что производство открыто безосновательно. Это такая системная схема страхования генпрокуратурой наиболее одиозных и прибыльных бизнесов.

Читайте также: Главу Апелляционного суда Черкасс пытались взорвать

- Поэтому Давид Сакварелидзе и провел задержание прокуроров без ведома своего начальника Шокина и его первого заместителя?

- Если бы он предупредил Шокина - ничего не было. Сакварелидзе оказался в довольно сложной ситуации. С одной стороны ему пообещали безусловное содействие всем его здравым идеям в работе. А с другой стороны он столкнулся с системой круговой поруки. Где нет людей, которым можно доверять.

Он очень тщательно отбирал людей в свою команду. Один мой знакомый пытался попасть в генеральную инспекцию, которую создали под него, но его не взяли. Видимо из-за того, что он работал во времена Рината Кузьмина. Хотя он не взяточник. Поймать коррупционеров такого уровня было очень важно. Сакварелидзе находится вне системы соотношений с Шокиным, Гузаром. Они даже не общаются.

- Может ли он стать новым генпрокурором?

- Я бы хотел верить, что среди украинцев есть люди, у которых иммунитет на коррупцию. Из тех, кто мог бы, к сожалению, не имеют опыта работы в силовых органах. Есть честные политики - Егор Соболев, например. Но Сакварелидзе тоже гражданин Украины, поэтому почему бы и нет? Конечно, это будет выглядеть так, что нам оказывают помощь. Ну, ничего, мы ж не против, когда американцы и канадцы дают нам бронежилеты и каски. Мы же берем. Генпрокурор - это такое же орудие в борьбе за будущее Украины, как и бронежилет.

- Говорят, в Генпрокуратуре сейчас переполох - прокуроры вывозят оттуда все имущество?

- Не сомневаюсь, что такое есть. Хотя с особого имущества там ничего не осталось. Но роскошные кабинеты и монтблановые наборы, "верту", Mercedes C-Class надо будет объяснить. Сергей Юлдашев, бывший прокурор Киева, которого люстрировали, после увольнения купил себе Porsche Cayenne. Не думаю, что он заработал на него за два месяца, находясь вне работы.

В сознании прокуроров уже произошел некий сдвиг. Они поняли, что завтра могут прийти за ними. Сакварелидзе имеет влияние. Независимый от Шокина и возможно даже Президента Украины в политическом смысле. Нынешние прокуроры увидели человека, который никому и ничем не обязан, а не замаран пятнами круговой поруки, которая существовала в прокуратуре последние 24 года. Это их пугает.

Читайте также: Генпрокуратура требует у Германии выдать банкира Януковича

- Могут прокуроры, выйдя под залог, убежать?

- Могут. За полтора года мы так и не смогли сделать судебную реформу. Назначаем тех судей, которые репрессировали активистов Майдана. Но если им все-таки дадут по 10 лет лишения свободы - это будет такой пример, который всем запомнится.

Прокуратура - это клуб трусов, которым законом предоставлены полномочия. Но при столкновении с реальной угрозой они ничего не стоят. Поэтому даже сам факт, что задержали таких должностных лиц и заставили их внести гигантскую сумму залога, многих заставит подумать стоит ли брать взятку.