В ближайшее время в Украину могут вернуться веерные отключения электроэнергии. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман. Иного способа обеспечить страну электричеством, по его словам, нет. Подтвердил такое положение вещей и министр энергетики. Он также не видит альтернативы веерным отключениям света. Уже обнародовали список областей, где в первую очередь будут отключать электричество. Это Киевская, Днепропетровская, Харьковская, Черкасская, Черниговская, Сумская и Запорожская области.

Сколько производим электричества и потребляем?

В год Украина потребляет около 181 кВт/ч электроэнергии, а производит - более 190 кВт/ч. Больше всего энергии дают теплоэлектростанции - 47% от всего объема. Они используют для производства электричества принцип сжигания. Самые массовые те, что сжигают обычный газовый уголь и антрацит — высококачественный уголь с высоким коэффициентом горения. На втором месте в структуре производства электричества — атомные станции. Они производят 43% энергии. Остальные 10% приходится на теплоэлектростанции, которые, кроме производства электричества, еще и обогревают целые районы и поселки, гидроэлектростанции и альтернативные источники.

Почти каждый год Украина даже экспортирует электричество в другие страны - Румынию, Беларусь, Молдову. Однако сейчас об экспорте речь не идет.

Интересно, что антрацит и уголь на Донбассе контролируют оккупанты. Если говорить о небольших копанках, где его добывают, то их владельцы отдают налоги в фейковое государство-сателлит России — "ДНР". Крупные предприятия платят налоги и в украинский бюджет, и оккупантам.

Популярные статьи сейчас

Пенсионеров заставят вернуть часть выплат государству

Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее

Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Показать еще

"Предприятия по добыче угля Ахметова также платят деньги и в украинский бюджет. Поэтому его не осуждают за сотрудничество с террористами", - говорит порталу "Знай" директор научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Почему не хватает электроэнергии?

С 25 января некоторые народные депутаты и добровольческие военные батальоны объявили торговую блокаду оккупированных районов Донбасса. Заявили, что не будут пропускать никакие товары ни с одной стороны, ни с другой. В том числе и уголь. Перекрыли железнодорожные пути.

Премьера возмутило препятствование торговле с оккупированной территорией. Он заявил, что из-за этого могут быть плохие последствия для всей страны.

"Блокирование поставок угля означает остановку электростанций и веерные отключения по всей стране. Если угольные электростанции перевести на газ, то это приведет к еще одному росту цен на тепло или электроэнергию", - сказал Гройсман.

Как оказалось, стратегического запаса угля в Украине нет. В условиях войны с самой большой страной в мире правительство не обеспечило достаточного резерва топлива на случай экстренных ситуаций. А также не позаботилось об альтернативе топлива с оккупированных территорий.

Однако энергетические эксперты и аналитики еще с 2014 года предупреждали, что в случае перебоев с поставками антрацита могут быть перебои с производством энергии, что пагубно повлияет и на экономику. Никто из иностранных инвесторов не захочет работать в стране, где ежедневно выключают свет.

"Дело в том, что наши электростанции приспособлены именно к нашему антрациту. Их строили еще в советское время, учитывая влажность этого топлива, температурный режим сгорания и теплоотдачу. Иностранный антрацит, конечно, тоже можно сжигать, но эффективность производства электричества уменьшится на 20%. Например, в 2014 году Украина закупала один из самых качественных антрацитов мира в Африке. Он горел хуже и стоил дороже", - объясняет порталу "Знай" член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Бездействие правительства в течение последних двух лет привела к тому, что, действительно, иного выхода, как начать регулярное отключение света, нет. Перевести электростанции на газовый уголь или другие виды топлива за месяц не удастся. И средства на это в бюджете не заложены. А если бюджет пересмотреть и найти на это ресурсы, то не хватит на другие статьи расходов. Придется брать кредиты. В будущем это обернется дополнительными затратами на обслуживание долгов.

"Из Африки сейчас тоже нельзя купить уголь. Его на три месяца вперед уже продали. То есть если Украина сегодня примет решение о покупке африканского антрацита, то он приедет кораблем в страну не ранее мая", - говорит эксперт.

Премьер-министр Польши 14 февраля предложила президенту Петру Порошенко помощь в переоборудовании украинских электростанций на различные виды топлива. Однако, если даже Украина согласится на это, раньше чем за 6 месяцев станции не переоборудуют. Это сложный технологический процесс.

"Между тем уже на некоторых станциях критический уровень угля. Еще немного, и они остановятся. Наибольшие проблемы сейчас имеются на Трипольской, Приднепровской, Криворожской, Запорожской, Змиевской, Луганской и Старобешевской электростанциях", - подчеркивает Юрий Корольчук.

Кто виноват?

Сложность ситуации, возникшей вокруг поставок антрацита из оккупированного Донбасса, трудно переоценить. Как и количество убытков, принесенных веерными отключениями электроэнергии. Члены Кабмина и президент пытаются разрешить проблему с нехваткой угля - на телевидении проговаривают различные сценарии, обвиняют людей, которые препятствуют торговле с оккупантами. Однако почему-то в Антикоррупционном бюро и в прокуратуре ответственные чиновники молчат. По неизвестной причине соответствующие органы не ищут виновника той ситуации, которая не только лишит комфортной жизни десятки миллионов украинцев, но и замедлит работу бизнеса и развитие экономики.

"Вообще происходит странная ситуация. Во-первых, подозрительно, что угля на всех электростанциях есть только на две недели. Именно столько продолжается блокада. Во-вторых, поражает непрофессионализм правительства. В третий год войны не предусмотреть каких-то перебоев с поставками - это не что иное как полное игнорирование своих функций", - отмечает порталу "Знай" директор НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

Не обратить внимания на вероятные угрозы в этой сфере было невозможно. С 2014 года о перебоях с поставками угля говорили все профильные эксперты; был не один случай, когда Украина получала меньше угля, чем нужно, особенно осенью 2014-го.

"Достаточно было просто принять элементарные меры. Следовало бы сформировать мощные запасы угля, договориться о поставках топлива из других стран, позаботиться о скором переоборудовании станций. Но, нет, ничего сделано не было. Впрочем, как и во всей энергетике", - объясняет специалист.

После 2014 года украинская энергетическая система претерпела существенные изменения. Многие важные объекты оказались под влиянием российских захватчиков в Крыму и на Донбассе. Вместе с тем отпала необходимость давать напряжение на сотни предприятий. Некоторые из них оккупанты стерли с лица земли, а некоторые вывезли в Россию.

"Владимир Гройсман по телевидению щеголяет какими достижениями правительства. Говорит, что было сделано в разы больше, чем при других руководителях государства. Однако качество власти определяется количеством кризисов, которые при ней проходит государство. Глядя на нынешнюю власть, можно констатировать ее чрезвычайно низкий уровень. Проблема в том, что наши чиновники ведут себя не как работники исполнительной власти, а как политики. Если последние привыкли болтать и обвинять во всем кого-то, то первые должны своими решениями предупреждать проблемы", - считает Геннадий Рябцев.

"Я покажу, как управлять страной", — говорил Владимир Гройсман, когда стал премьером. Если настоящее положение вещей с электроэнергией и уровень инфляции, который мгновенно поднялся после повышения зарплат, и есть то, что собирался показать бывший мэр Винницы, то, наверное, следует премьеру эту "презентацию" завершать. Иначе вместо него ее завершат активисты, радикальные самоорганизующиеся группы. В научно-техническом центре "Психея" не исключают, что такая недальновидность правительства могла быть не только низким профессионализмом, но и игрой в пользу определенных финансово-промышленных групп.

Кому выгоден дефицит угля?

Трудно поверить в то, что подобная ситуация с дефицитом угля, отсутствующими запасами топлива на электростанциях, игнорированием угроз перебоев с поставками антрацита и внезапное блокирование торговли с оккупированным Донбассом - всего лишь невыгодное для украинского народа стечение обстоятельств. Скорее всего - наоборот. Это спланированная акция, направленная на рекордное увеличение доходов или политических дивидендов определенных бизнес-групп.

"В первую очередь от нынешней ситуации в выигрыше энергетические компании. Им вообще выгодно, если на рынке полная нестабильность, кризис и дефицит. Тогда можно под этим предлогом повышать цены на свои услуги и иметь значительно более высокие доходы", - констатирует Геннадий Рябцев.

Поскольку олигарх Ринат Ахметов имеет 70% тепловых электростанций, он может под этим предлогом поднимать цены. Также в выигрыше госчиновники и владельцы фирм-посредников по покупке топлива. Чем сложнее схема вычисления стоимости топлива и больше количество участников его поставки, тем больше теневых схем и сомнительных расходов. Например, с прошлого года Украина покупает тонну угля на оккупированном Донбассе за 1730 грн. А тариф на электроэнергию, произведенную из него, формируется из других, более высоких затрат. Как будто его покупают по 2800 грн.

"Именно столько стоит импортный уголь. Но мы используем свой, который почти на тысячу дешевле! Кажется, зачем было вводить такую ​​формулу? Но благодаря этому олигарх Ахметов получил 10 миллионов гривен дополнительной прибыли", - объясняет руководитель энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.

Эксперты уверены, что окружение президента еще в 2014 году договорилось с оккупантами и пророссийскими олигархами о цене поставок угля. В договоренностях фигурировали и политические аспекты. Скажем, Ахметову предложили переплату за уголь. Зато пророссийский "Оппозиционный блок" должен поддерживать в парламенте пропрезидентские законодательные инициативы, считают политологи. Кстати, подтверждением этой мысли может служить то, что ни единого регионала за последние два года не осудили, а Рината Ахметова ни разу не обвинили на государственном уровне в незаконной приватизации тех или иных предприятий.