Избавиться от старой модели обучения - таким был главный месседж реформы образования. Недавно депутаты все же приняли судьбоносный закон, который должен был дать старт изменениям.
В документе предусмотрено немало современных нововведений, которые используют в развитых странах. Портал "Знай.ua" решил разобраться, все ли так легко на практике, как на словах, и насколько реально вывести отечественную школу на новый уровень.
Финансирование изменений
Министр образования Лилия Гриневич обещала: подготовят по новой системе в 20 тысяч педагогов, начать должны были из преподавателей младших классов. Реален ли срок до 2018 года, покажет практика. А пока Минобразования планирует заложить в бюджет на эти цели 1,85 миллиардов гривен.
Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию
Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году
Приятная неожиданность: в Украине начали снижаться цены на некоторые овощи
Налоговая проверяет украинцев за границей: что уже известно
"Общая сумма - 1 млрд 847 млн 941,3 тыс. Грн по предварительным подсчетам. Это те суммы, которые мы подаем Минфина на рассмотрение. 373 млн 341,3 тыс. Грн должны пойти на учебники, около 600 млн грн - на оснащение классов и материалы для работы учащихся, примерно 520 млн грн - на переобучение учителей, 546 млн грн - на создание национальной электронной платформы Новой украинской школы, где будут размещаться образовательные материалы для учеников и учителей ", - заявляла Гриневич.
Альтернативная школа: эксперименту быть?
Первоклашки из сотни украинских школ уже ощутили на собственном опыте, что это значит. Они не сидят за партой все время урока - разрешается удобно уместиться на полу, учитель обязательно должен сделать так же: для того, чтобы установить визуальный контакт с детьми. Однако, как видим на видео, представленном ниже, не все воспринимают такое, как должное.
Причина в том, что родители с детства уверяют в том, что в школе только учатся, здесь нет игр и развлечений (в альтернативной системе все наоборот, - ред.). Поэтому школьники теряются: дома слышат одно, а приходят в класс и видят учительницу, предлагающую им считать деревья в парке, или качаться на ковре и повторять слова.
Инструктировать следует не только педагогов, как планируют в Минобразования. Помощь нужна родителям, каждому следует объяснить, какие знания получит ребенок в этом году, как способствовать их усвоению и что говорить дома, чтобы не исказить картину восприятия обучения.
Да и вообще понятие реформы по европейским стандартам пока, к сожалению, слишком далеко от украинских реалий. Случается так, что несмотря на выделенные суммы из бюджета, средства в школы не всегда доходят: это подтвердят родители, которые своими силами ремонтируют классы, закупают учебники, а нередко даже методическую литературу для преподавателей.
Старая советская система окончательно не искоренена, и на это может уйти с десяток лет. Проявления коррупции в учебных заведениях также не редкость - пытаясь компенсировать низкую зарплату, зачастую требуют взятки, правда маскируя их под "благотворительность и нужды школы".
Реформирование должно прежде всего стартовать с увеличения количества молодых людей в коллективах: посчитайте сами, как много ваших знакомых, которые закончили педагогический университет, соглашаются в дальнейшем работать в школе? Вы можете встретить их где угодно: на заработках за рубежом, среди украинского бизнеса, или даже на кассе в супермаркете. Суровые украинские реалии, но как ни прискорбно - это правда.
Анонсированное Минобразования повышение зарплаты учителям на четыре прожиточных минимума растянут на ближайшие шесть лет. За это время свое возьмет и инфляция, нужды образования будут расти. Поэтому пока выпускники вузов нередко отказываются от работы по специальности ради более прибыльного занятия. Как результат - остаются пенсионеры, то есть старая система СССР никуда не исчезает.
Обучение нового поколения: как это работает за рубежом?
Ярким примером успешного образования можно считать систему, работающую в Китае. Разнорабочих там мало: каждый обладает необходимым уровнем навыков, чтобы после получения аттестата, диплома или сертификата найти хорошую работу, или даже открыть свое дело.
Для украинок это странно, но там работает необычное правило: если мама не успевает заниматься дома с ребенком дополнительно, то педагог имеет полное право заставить ее уволиться с работы.
Такие методы, конечно, очень кардинальны и наши женщины не могут себе позволить уволиться с работы (особенно, если воспитывают детей сами). Однако основной принцип правильный, потому что образование - процесс двусторонний и семья должна вносить такой же вклад, как и учителя.
У нас все очень часто работает наоборот. Максимум, что может быть: проверка домашнего задания. Времени не хватает, школьников отдают на кружки и секции.
В Китае наиболее распространены два типа школ: частная и альтернативная. С частной все более или менее понятно: здесь родители могут вносить больше своих пожеланий. А вот нетрадиционное обучение дает больше возможностей учителю изменить подход так, чтобы результат ошеломил всех. Они не ставят целью "запихнуть побольше знаний в голову", а наоборот: обучают думать, делать логические выводы и развивают творческое мышление.
В соседней Польше оценки ставят крайне редко. Заканчивают здесь обучение преимущественно в 15 лет. Школьники сдают экзамены при переходе на каждый новый уровень - от начального до интегрированного (или лицея, что не считается обязательным).
К пробным школам, в отличие от китайцев, поляки относятся осторожно. Даже если и соглашаются отдать своего ребенка туда, то потратят месяца на поиски.
Главное табу для учителя - мобильный телефон. Вспомните, как часто вы видели гаджеты на столе своего преподавателя в университете, как часто родители видят их на собрании в школе? Да, у нас это не запрещено. В Польше наоборот - это считается не просто моветоном, а неуважением к школьникам и своей работе вообще.
К педагогам там относятся с пониманием, они на уровне уважаемых ученых. Родители никогда не позволят себе сказать что-то негативное в сторону учителя. Даже если подумают.
В Америке же учатся преимущественно в 16-18 лет. Разделение школы такое же, как в наших садиках: младшая, средняя, старшая. Здесь предметы дети выбирают сами - так же теперь экспериментируют в разных областях Украины. 100 школ испытывают на себе произвольную программу, в которую можно вносить коррективы не только преподавателям.
В профессиональную школу в США можно поступить не только по баллам, как у нас. Нужна еще и рекомендация - своего рода резюме, где указаны лучшие стороны или наоборот негатив, учтены все возможности и навыки.
До 24% школ здесь частные, много и религиозных. Все зависит от правил воспитания в семье, которая выбирает, где учиться детям. Однако последний тип заведений государством не финансируется и аттестат после нее не признают на официальном уровне.
К сожалению, не все, кто учится по альтернативной системе в Америке, получил шанс построить успешную карьеру. Еще один яркий пример для Украины: если ученикам позволяют выбирать предметы самостоятельно, то лучше дайте им хорошо подумать. Ведь уже скоро им придется самостоятельно зарабатывать на жизнь, а затем давать советы уже своим детям.
Как сообщал портал "Знай.ua", депутаты приняли новый закон "Об образовании".