Избавиться от старой модели обучения - таким был главный месседж реформы образования. Недавно депутаты все же приняли судьбоносный закон, который должен был дать старт изменениям.

В документе предусмотрено немало современных нововведений, которые используют в развитых странах. Портал "Знай.ua" решил разобраться, все ли так легко на практике, как на словах, и насколько реально вывести отечественную школу на новый уровень.

Финансирование изменений

Министр образования Лилия Гриневич обещала: подготовят по новой системе в 20 тысяч педагогов, начать должны были из преподавателей младших классов. Реален ли срок до 2018 года, покажет практика. А пока Минобразования планирует заложить в бюджет на эти цели 1,85 миллиардов гривен.

Популярные статьи сейчас

Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию

Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году

Приятная неожиданность: в Украине начали снижаться цены на некоторые овощи

Налоговая проверяет украинцев за границей: что уже известно

Показать еще

"Общая сумма - 1 млрд 847 млн ​​941,3 тыс. Грн по предварительным подсчетам. Это те суммы, которые мы подаем Минфина на рассмотрение. 373 млн 341,3 тыс. Грн должны пойти на учебники, около 600 млн грн - на оснащение классов и материалы для работы учащихся, примерно 520 млн грн - на переобучение учителей, 546 млн грн - на создание национальной электронной платформы Новой украинской школы, где будут размещаться образовательные материалы для учеников и учителей ", - заявляла Гриневич.

Альтернативная школа: эксперименту быть?

Первоклашки из сотни украинских школ уже ощутили на собственном опыте, что это значит. Они не сидят за партой все время урока - разрешается удобно уместиться на полу, учитель обязательно должен сделать так же: для того, чтобы установить визуальный контакт с детьми. Однако, как видим на видео, представленном ниже, не все воспринимают такое, как должное.

Причина в том, что родители с детства уверяют в том, что в школе только учатся, здесь нет игр и развлечений (в альтернативной системе все наоборот, - ред.). Поэтому школьники теряются: дома слышат одно, а приходят в класс и видят учительницу, предлагающую им считать деревья в парке, или качаться на ковре и повторять слова.

Инструктировать следует не только педагогов, как планируют в Минобразования. Помощь нужна родителям, каждому следует объяснить, какие знания получит ребенок в этом году, как способствовать их усвоению и что говорить дома, чтобы не исказить картину восприятия обучения.

Да и вообще понятие реформы по европейским стандартам пока, к сожалению, слишком далеко от украинских реалий. Случается так, что несмотря на выделенные суммы из бюджета, средства в школы не всегда доходят: это подтвердят родители, которые своими силами ремонтируют классы, закупают учебники, а нередко даже методическую литературу для преподавателей.

Старая советская система окончательно не искоренена, и на это может уйти с десяток лет. Проявления коррупции в учебных заведениях также не редкость - пытаясь компенсировать низкую зарплату, зачастую требуют взятки, правда маскируя их под "благотворительность и нужды школы".

Реформирование должно прежде всего стартовать с увеличения количества молодых людей в коллективах: посчитайте сами, как много ваших знакомых, которые закончили педагогический университет, соглашаются в дальнейшем работать в школе? Вы можете встретить их где угодно: на заработках за рубежом, среди украинского бизнеса, или даже на кассе в супермаркете. Суровые украинские реалии, но как ни прискорбно - это правда.

Анонсированное Минобразования повышение зарплаты учителям на четыре прожиточных минимума растянут на ближайшие шесть лет. За это время свое возьмет и инфляция, нужды образования будут расти. Поэтому пока выпускники вузов нередко отказываются от работы по специальности ради более прибыльного занятия. Как результат - остаются пенсионеры, то есть старая система СССР никуда не исчезает.

Обучение нового поколения: как это работает за рубежом?

Ярким примером успешного образования можно считать систему, работающую в Китае. Разнорабочих там мало: каждый обладает необходимым уровнем навыков, чтобы после получения аттестата, диплома или сертификата найти хорошую работу, или даже открыть свое дело.

Для украинок это странно, но там работает необычное правило: если мама не успевает заниматься дома с ребенком дополнительно, то педагог имеет полное право заставить ее уволиться с работы.

Такие методы, конечно, очень кардинальны и наши женщины не могут себе позволить уволиться с работы (особенно, если воспитывают детей сами). Однако основной принцип правильный, потому что образование - процесс двусторонний и семья должна вносить такой же вклад, как и учителя.

У нас все очень часто работает наоборот. Максимум, что может быть: проверка домашнего задания. Времени не хватает, школьников отдают на кружки и секции.

В Китае наиболее распространены два типа школ: частная и альтернативная. С частной все более или менее понятно: здесь родители могут вносить больше своих пожеланий. А вот нетрадиционное обучение дает больше возможностей учителю изменить подход так, чтобы результат ошеломил всех. Они не ставят целью "запихнуть побольше знаний в голову", а наоборот: обучают думать, делать логические выводы и развивают творческое мышление.

В соседней Польше оценки ставят крайне редко. Заканчивают здесь обучение преимущественно в 15 лет. Школьники сдают экзамены при переходе на каждый новый уровень - от начального до интегрированного (или лицея, что не считается обязательным).

К пробным школам, в отличие от китайцев, поляки относятся осторожно. Даже если и соглашаются отдать своего ребенка туда, то потратят месяца на поиски.

Главное табу для учителя - мобильный телефон. Вспомните, как часто вы видели гаджеты на столе своего преподавателя в университете, как часто родители видят их на собрании в школе? Да, у нас это не запрещено. В Польше наоборот - это считается не просто моветоном, а неуважением к школьникам и своей работе вообще.

К педагогам там относятся с пониманием, они на уровне уважаемых ученых. Родители никогда не позволят себе сказать что-то негативное в сторону учителя. Даже если подумают.

В Америке же учатся преимущественно в 16-18 лет. Разделение школы такое же, как в наших садиках: младшая, средняя, ​​старшая. Здесь предметы дети выбирают сами - так же теперь экспериментируют в разных областях Украины. 100 школ испытывают на себе произвольную программу, в которую можно вносить коррективы не только преподавателям.

В профессиональную школу в США можно поступить не только по баллам, как у нас. Нужна еще и рекомендация - своего рода резюме, где указаны лучшие стороны или наоборот негатив, учтены все возможности и навыки.

До 24% школ здесь частные, много и религиозных. Все зависит от правил воспитания в семье, которая выбирает, где учиться детям. Однако последний тип заведений государством не финансируется и аттестат после нее не признают на официальном уровне.

К сожалению, не все, кто учится по альтернативной системе в Америке, получил шанс построить успешную карьеру. Еще один яркий пример для Украины: если ученикам позволяют выбирать предметы самостоятельно, то лучше дайте им хорошо подумать. Ведь уже скоро им придется самостоятельно зарабатывать на жизнь, а затем давать советы уже своим детям.

Как сообщал портал "Знай.ua", депутаты приняли новый закон "Об образовании".