Полтора миллиона украинцев получат монетизированные субсидии. Вместо государственной льготы им будут начислять определенную сумму. Об этом на прошлой неделе сообщил премьер Владимир Гройсман.
"Мы принимаем одно из первых решений по монетизации. Семьи, которые смогли наладить экономию газа, электроэнергии и тепла, смогут получить денежные компенсации", — сказал премьер-министр на заседании Кабмина.
О монетизации субсидий власти заявляют не впервые. Об этом говорили в 2014 году и в прошлом году. Однако, похоже, до начала 2018-го субсидии все же отменят в нынешнем виде. Их будут начислять деньгами.
По какому принципу будут начислять деньги?
Как сообщил премьер, сумма денежной помощи будет зависеть от многих факторов. В первую очередь, от того, сколько человек смог сэкономить. В правительстве говорят, что сумма субсидий будет до 700 грн.
Гороскоп на пятницу 22 ноября для всех знаков Зодиака: день для перемен и простых радостей
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут
Масштабное мартовское повышение пенсий: 2300 получат не все
Заплатят все, но один раз: почему украинцам начали присылать дополнительные квитанции на газ
"Думаю, неспроста использовали такую формулировку "до 700 гривен". Поэтому можно говорить, что это будет 150-300 гривен. И, кстати, средства будут начислять далеко не ежемесячно, а раз или несколько в год. Возьмут итоги 2016 года и установят субсидии какой-то части людей. Средства будут направлять на банковские карточки", - говорит порталу Знай.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Интересно, что премьер говорит о 1,5 млн получателей адресной помощи, а субсидии сейчас имеют более 7,5 млн человек.
"При начислении этой помощи используют несистемный подход. До сих пор нет реестра получателей субсидий. Сейчас не понятно, сколько у нас реально людей, которым нужно помочь. Да, возможно, и правильно, что на первом этапе субсидии давали, особо не проверяя людей. Но уже прошло несколько лет, и можно было бы создать этот реестр. Без него процедура начисления льгот будет не совсем справедливой", — говорит порталу "Знай.ua" экономист Борис Кушнирук.
Поскольку начисление адресной помощи предусмотрено для значительно меньшей части людей, существует большая вероятность, что много уязвимых категорий населения останутся один на один с огромными тарифами.
Почему решили монетизировать субсидии?
Монетизированные льготы есть у большинства стран ЕС. В отличие от государственных дотаций украинского образца, они более эффективны, можно вести четкий учет льготников и стимулировать их экономить, чтобы эту помощь использовать на другое.
"Идея хорошая. И она нужна для Украины. При этом не только для оплаты коммунальных услуг, но и проезда в транспорте, льгот для пенсионеров, участников боевых действий и тому подобное. Потому что сейчас, например, пенсионер города и села имеют неравные условия. Горожанин может бесплатно ездить тремя видами транспорта, посещать музеи, ходить в социальные аптеки. А пенсионер из села теоретически тоже имеет такие возможности, но не может их реализовать. Однако относительно монетизации субсидий, премьер об этом сказал, а четкой системы нет. Мы рискуем получить совсем неэффективный процесс", — объясняет Борис Кушнирук.
По его словам, власть не систематизировала информацию по основным показателям претендентов на субсидию: их покупательную способность, реальное финансовое состояние, затраты ресурсов.
"Фактически на эти деньги снова будут претендовать в большинстве те люди, которым эта льгота не надо. Это те, кто имеет машины, большие, но не полностью облагаемые налогом зарплаты", — говорит он.
Деньги на компенсацию коммунальных услуг не получат госслужащие и бюджетники с небольшим доходом.
"Систему же начисления пособия не меняют. Например, сейчас учитель с зарплатой в 5000 гривен не является претендентом на субсидию. А человек, который зарабатывает 12 000 гривен, а легально полторы, оформляет льготу без проблем", — говорит Александр Охрименко.
Введение монетизированных льгот — это одно из требований Международного валютного фонда. По мнению их специалистов, процесс монетизации должен существенно сократить энергозатраты в Украине и дефицит "Нафтогаза".
"Да, теоретически должен сократить. Но для этого стоило проводить масштабные программы по утеплению домов. Все те, которые сейчас предлагают, не работают. Во-первых, потому что из госбюджета выделено недостаточно средств. На это заложили 50 млрд гривен, а надо 1 трлн. Во-вторых, программы плохо продуманы. Например, половину стоимости от расходов на утепление жители многоэтажек могут получать, а владельцы частных домов нет. И есть еще много других проблем. В первый год такой программы ее надо было менять. Но этого не сделали. Лучше бы было наладить выдачу кредитов под 2-3% годовых на 10 лет от НБУ. Тогда больше людей утеплили бы помещения, и соответственно, потребление сократилось бы. А так, правительство постоянно завышает нормы потребления, со временем льготные категории населения просто физически не смогут в них вкладываться", — объясняет экономист Борис Кушнирук.
Бездумная политика в выдаче субсидий приведет к тому, что средства от государства будут получать гораздо меньше людей, которым это нужно. А которым действительно не хватает на оплату коммунальных услуг — эта компенсация не будет назначена.
"Сейчас пообещали давать до 700 гривен. А если бы проверили всех получателей, то их количество точно бы уменьшилось. И тогда бы на каждого малообеспеченного приходилось более тысячи гривен", — комментирует ситуацию специалист.
Кому выгодна монетизация субсидий?
Если посмотреть выступления членов правительства, то в 100-процентном выигрыше потребители коммунальных услуг. У них должна появиться денежная помощь. Если выйдет сэкономить на потреблении газа или электроэнергии, они смогут потратить средства на что-то другое, более важное для себя.
Однако эксперты сопоставили разные факты и считают иначе.
"То, что предлагает Владимир Гройсман, это не монетизация. Это настоящая фикция. И понятно, кому она выгодна. В первую очередь, власти. Во вторую — приближенным к ней бизнесменам и олигархам", — говорит Александр Охрименко.
По его мнению, псевдомонетизация выгодна для правительства, потому что так покажет Международному валютному фонду, что у нас выполняют требования и проводят реформы. Кроме того, это старт предвыборной кампании пропрезидентской политсилы. Кроме того, ее представители затем могут утверждать, что дали людям на руки большие деньги.
"Хотя на самом деле никакие это не большие деньги. А вот тарифы действительно большие. В целом, по общемировым меркам, расходы на коммунальные услуги не должны превышать 15 процентов дохода человека. Поскольку у нас средняя зарплата — 6000 гривен, то коммуналка должна составлять не более 600 гривен. А на практике имеем более двух тысяч гривен. Это если квартира небольшая", — объясняет эксперт.
Стоимость коммунальных услуг можно было бы удешевить и без субсидий и их монетизации, считает он.
"Есть много рычагов, которыми можно было бы удешевить стоимость газа. Но нет, тогда бы ни власть, ни олигархи не имели бы денег на новые автомобили, и им бы не хватило на пополнение своих счетов в офшорных зонах. Поэтому выбрали такой путь — высокие тарифы. А за полстраны доплатит государство. Главное, чтобы состояния первых лиц государства и олигархов не уменьшались. Янукович отмывал миллионы долларов посредством поставок газа фирм Курченко. А нынешние руководители — через своих людей. Пока их фамилии неизвестны", — говорит эксперт.
Такая нужная для Украины монетизация субсидий вновь стала очередной фейковой реформой, когда правильную идею превращают в обычный метод подорожания коммунальных услуг и источник дохода для олигархов. А преподносят это как спасение людей от высоких тарифов.
Напомним, за последние два года долги за коммунальные услуги выросли в несколько раз. Практически каждый третий украинец не платит своевременно за воду, газ и электроэнергию.
Владимир Гук