Четыре года назад украинцев в хорошем смысле ошарашили известием - наконец привычная и несовершенная правоохранительная система отойдет в прошлое, и на смену прежним милиционерам придут опытные, а главное - честные копы.
Начало пути: успешный старт долгожданной реформы
Одним из первых об этом заявил глава МВД Арсен Аваков: это было дебютным решением после получения должности министра, отменить "Беркут" и начать переаттестацию. Об этом также неоднократно задумывались еще во время Евромайдана (случаи избиения активистов помнят все), поэтому в реформе видели только положительные стороны. Не обошлось, конечно, и без критики, но Аваков успокаивал:
"Работы очень много, от изменения философии правоохранителей до люстрации ряда подразделений и кадровой ротации".
За год действительно уже заметны были первые изменения, приняли Закон "О национальной полиции" и готовились набирать пополнение. Немалую роль в этом сыграла и Хатия Деканоидзе, хотя многие позже обвиняли ее в некомпетентности. Проблема крылась значительно глубже, но вышла на поверхность со временем.
Пенсия вырастет почти на 1000 грн: кто может надеяться на повышение
Доллары можно продавать? Что будет с курсом в Украине после прихода Трампа
Украинцам разрешили не платить за коммунальные услуги: когда счета можно "заморозить"
Проверки от газовиков вышли на новый уровень: украинцам рассказали про документ, который нужно подписать
"Цель переаттестации - чтобы в полиции работали профессиональные компетентные некоррумпированные полицейские, которые хорошо знают законодательство. Цель переаттестаций частично была достигнута. Но иногда принимались решения, которые не прогнозировали последствия", - объяснял советник главы МВД Антон Геращенко.
Впоследствии и сами украинцы увидели - патрульные могут быть другими, не брать взяток и добросовестно выполнять свои обязанности. Речь не идет о тех, кто пришел работать в полицию только ради зарплаты, хорошей формы и селфи на улицах. И не о тех, кто помнит законы, пока не встретятся с "мажорами", или оборотнях, выбивающих деньги из людей. Случалось, к сожалению, и такое.
Скорее - о тех молодых людях, которые, услышав объявление и заполнив первую анкету, поверили: у них есть перспектива. Именно такие спасают жизни младенцам, вытягивая их из окна многоэтажки, укутывают человека, леденеющего от зимнего холода, в одеяло, пока не приедет скорая. Но яркая надежда сменилась не слишком радужными реалиями. Копы начали увольняться и только теперь готовы рассказывать, почему.
Уставшие и разочарованные: жизнь патрульных после увольнения
Эйфория быстро прошла. Начались первые упреки общества, многочисленные разбитые Prius, которыми так гордились сначала. Вину, конечно, перекладывают на самих полицейских. Поэтому те, кто больше не может существовать в таком ритме, просто уходят из правоохранительных органов.
Главная претензия граждан: копов приходится долго ждать. Прояснил ситуацию Андрей Кобылинский, который уволился еще весной. Оказалось, все очень просто. Не хватает техники, не хватает личного состава, и потому патруль превратился в погоню от одного места преступления к другому:
"Нет ни машин, ни людей. Там такие гонки продолжаются жесткие - чего станет меньше. Сейчас меньше машин, а завтра меньше людей, а потом наоборот", - жалуется он.
Несколько лет назад Андрей надеялся, что Згуладзе и Деканоидзе таки наведут порядок, все станет, как в Грузии или в Канаде. Но все произошло по украинскому сценарию.
"Вероятно, высшее руководство, то есть Аваков, подумал, что это слишком опасно так много молодой крови вливать. Лучше на старых профессионалов надеяться", - рассказывал Кобылинский в эфире одного из телеканалов.
Попадали в органы и старые кадры. Поэтому было бы несправедливо сказать, что переаттестация состоялась совсем без минусов. Это подтвердили представитель ОО "Народный тыл", Роман Синицын, и Екатерина Бутко (ВО "Автомайдан").
Сложности на этом не закончились. Когда недостаточно сотрудников, то все делается, как в старые добрые времена: выходите на замену, даже если не спали трое суток. Именно после этого патрульные начали массово разбивать служебные авто, потому что просто закрывались глаза за рулем Prius, и ничего поделать не могли.
Подобный случай произошел 19 июня этого года в Голосеевском районе столицы. Машина копов врезалась в столб, передняя часть была разбита. Рядом находилось озеро, поэтому водителю очень повезло, что он не вылетел прямо в воду.
Более того - поврежденные автомобили патрульные ремонтируют за свой счет, о чем периодически пишут в социальных сетях.
Руководство разводило руками: Юрий Зозуля намекал, что сам "как-то высыпается", поэтому, ребята, и вы извольте делать так же.
Ситуация с разочарованием в работе не редкость и для Львова. 31-летняя Лилия Таранда, любящая мать и жена, всегда мечтала работать в полиции. Она ловко стреляет, может похвастаться хорошей физической подготовкой. Когда стала заместителем командира, своими глазами увидела, как устают ее подчиненные:
"У меня во взводе было 42 человека. Из них всегда пять-шесть были с высоким давлением. Их отправляли на лечение, не допускали на смену", - рассказала она.
Но самая больная тема для всех них - это личная жизнь. В пеший патруль, как нередко признаются сами, могут поставить даже после нескольких ночных дежурств. Только представьте себе, что значит до пяти утра шагать по киевским улочкам, следить за порядком, когда глаза и так закрываются. А еще нередко бывают митинги: например, под Верховной Радой. Если люди собираются в выходной под зданием, то никто не спросит, сколько дней до этого ты отработал. Поедешь "контролировать ситуацию".
Несмотря на все проблемы и сложную жизнь, перспективы у национальной полиции точно есть. У большинства из этих ребят и девушек не только хорошая форма и доброе сердце, но и понимание, куда следует двигаться дальше. Они все еще надеются, что когда-то, наконец-то, получат нормальный график и больше не разобьют ни единого Prius.
Как сообщал портал "Знай.ua", копы обнажили острые проблемы работы в полиции.