В СНБО снова заговорили о возможности введения военного положения к осени. Об этом нам сообщили информированные источники в Совете национальной безопасности и обороны. Ранее глава СНБО Александр Турчинов объяснял, что допускает возможность введения военного положения уже к 1 августа.

В связи с такими слухами, в интернете пользователи обсуждают: чего можно ожидать после введения военного положения в стране.

"Знай" расспросил об этом у юриста, руководителя фирмы "Турий и партнеры" Андрея Турия.

"Военное положение, это особый правовой режим, который вводится в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения против Украины. Такой режим может вводиться на всей территории страны или на отдельных ее частях. Во время военного положения допускается ограничение конституционных прав и свобод человека и прав юридических лиц", - рассказал юрист.

Читайте также: Савченко не нравится бездеятельность власти: будет голодать

Популярные статьи сейчас

Украинцам разрешили не платить за коммунальные услуги: когда счета можно "заморозить"

"Довели за 4 часа": украинцы, которые оплатили услуги "Киевстар" остаются без связи

Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году

Приятная неожиданность: в Украине начали снижаться цены на некоторые овощи

Показать еще

Военное положение вводится на основании указа Президента Украины, который должен быть утвержден Верховной Радой Украины.

После введения военного положения, государственная и местная власть имеет право:

- усилить охрану важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и ввести особый режим их работы;

- ввести трудовую повинность;

- использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий всех форм собственности с возможностью изменения режима работы и условий труда в соответствии с законодательством о труде

- принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности;

- ввести комендантское время, а также специальный режим светомаскировки;

- установить особый режим въезда и выезда, ограничить свободу передвижения граждан и иностранцев;

- проверять документы, осматривать вещи, транспорт, багаж и грузы, жилье и другие помещения;

- Запретить проведение мирных собраний, митингов, демонстраций, массовых мероприятий

- поставить вопрос о запрете деятельности политических партий, объединений, если она направлена ​​на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем и т.д.

- установить запрет или ограничения на выбор места пребывания или жительства;

- регулировать работу СМИ;

- изъять телекоммуникационное оборудование, теле-, видео-, аудиоаппаратуру, компьютеры и другие технические средства связи;

- запретить торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, алкогольными напитками;

- установить особый режим в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные препараты и прекурсоры;

- изымать у предприятий и организаций учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные материалы сильнодействующие химические и ядовитые вещества;

- запретить менять место жительства гражданам, которые находятся на военном или специальном учете, без разрешения военного комиссара;

- устанавливать для юридических и физических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих, эвакуированного населения;

- проводить эвакуации населения, ценностей;

- ввести нормированное обеспечение населения продовольствием, лекарствами и другими товарами;

- отстранять от должностей руководителей предприятий всех форм собственности за ненадлежащее исполнение ими определенных законом обязанностей;

- интернировать граждан иностранного государства, которое угрожает нападением, осуществляет агрессию против Украины;

Некоторые мероприятия, которые приведены в этом законе, существенно сузят права людей, например, введение трудовой повинности при котором к труду могут привлекать трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в сфере обороны и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями на период действия военного положения с целью работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации последствий чрезвычайного положения. К лицам, которые могут привлекаться, относятся: безработные, лица, занятые в личном сельском хозяйстве, студенты, самозанятые лица.

Использование мощностей частных предприятий в условиях военного положения означает фактическое временное государственное владение и управление на таких предприятиях без учета желания руководства и владельцев таких предприятий. Фактически возможно перепрофилирование деятельности таких организаций. В том случае, если руководители предприятия не будут выполнять распоряжений военных, то они могут быть устранены с должностей с назначением исполняющих обязанности руководителя.

Читайте также: "Новая почта" будет доставлять товары из США

В случае возникновения необходимости при введении военного положения, государство может забирать имущество, принадлежащее гражданам, частным компаниям и коммунальным предприятиям. То есть, государство имеет право взять в использование автотехнику, запасные части к ней, оборудования на предприятиях или помещения.

Для контроля за СМИ, а именно за содержанием информации, которую они могут распространять, существует норма по контролю военных в этой сфере. По желанию военных и в соответствии с законом появляется возможность высключить сеть интернет-, теле-, радиостанций и остановить работу учреждений культуры.

В случае необходимости, военные имеют право обязывать владельцев жилых помещений селить военнослужащих, эвакуированных лиц к себе.

Законом предусмотрена возможность задерживать граждан государства, которое угрожает нападением или уже воюет против нашей страны, с направлением в безопасные от боевых действий места и с предоставлением возможности надлежащего питания, обеспечением одежды, гигиены, медицинской помощи.

Военные имеют право следить за светомаскировкой, то есть имеют право контролировать сокрытия от наблюдения воздушного и наземного противника световых демаскирующих признаков войск, военных объектов, промышленных районов и населенных пунктов.

При проведении отчуждения имущества в условиях военного положения, военные должны предоставлять лицам и организациям документ о принудительном отчуждении имущества. На основании этого документа, у его получателя есть возможность получить компенсацию его стоимости, но она очень призрачная, так как осуществляются в пределах соответствующих бюджетных назначений, предусмотренных Министерству обороны или органам, которые по закону принимают решение о принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения. Можно легко догадаться, что в условиях войны денег не хватит всем, а потому ожидать реальную компенсацию не стоит.

Не урегулирована законом возможность использования мощностей предприятий и трудовых ресурсов. Непонятно, за чей счет могут проводиться переоборудования предприятий в случае необходимости, выплата заработной платы. Также не понятно за чей счет по окончании военного положения будет осуществляться возврат предприятия в первоначальное состояние.

Норма о запрете въезда - выезда предусматривает возможность запрещать гражданам страны и иностранцам покидать как некую территорию, указанную администрациями, так и территорию Украины в целом. Для граждан, состоящих на воинском учете в Министерстве Обороны, СБУ или Службы внешней разведки может существовать запрет на изменение места жительства без военного разрешения военного комиссара или руководства СБУ или СВР. То есть в том случае, если эти нормы Закона будут задействованы, то у граждан страны не будет возможности свободно покинуть территорию проживания и страны в целом.

"Во время военного положения полномочия Президента заканчиваются только после отмены военного положения, даже если у него закончился срок полномочий. Такой же режим деятельности и у Верховной Рады Украины", - объясняет Андрей Турий.

Законом о правовом режиме военного положения во время действия такого состояния запрещены изменения в Конституцию, проведение выборов Президента, Верховной Рады и органов местного самоуправления.

"Отмечу, что Закон о правовом режиме военного положения при введении в действие военного положения в государстве становится основным документом, которой регулирует права и свободы граждан в государстве. Главными действующими лицами имеющими право на управление государством или территориями, на которых введено военное положение становятся военные. Как видно из содержания данного закона, даже на территориях зоны проведения АТО нет такого жесткого ограничения полномочий, прав и свобод граждан и юридических лиц. Трудно сказать, есть ли смысл во введении такого состояния в настоящее время", - комментирует Андрей Турий.