Работы городского фотографа Павла Пащенко печатали в Spiegel, Economist, New York Times, Washington Post, Financial Times. 35 лет сквозь объектив он наблюдал как менялись политики, пейзажи и конфликты.

Корреспонденты Знай.ua поинтересовались у столичного фотокорреспондента, каким он видит город, чем вдохновляется и какие моменты навсегда зафиксировались кадрами в памяти. Обо всем этом - в интервью с действующим фотокорром газеты "Вечерний Киев" и "Крещатик", который ранее работал для "Молодь України", газет "Україна Молода", "Фінансова Україна", "Народна армія" (газета Министерства Обороны) , еженедельника "Галицькі контракти", журналов "Собственник", "Украина" и "Компаньон". Павел Пащенко успешно сотрудничал с Assosiated Press и другими зарубежными агентствами в качестве фрилансера.

- Как давно фотографируете?

- Я закончил архитектурный факультет КНУСА (КИСИ). Девять лет был архитектором в различных конторах Советского Союза. В 1989 году пришел работать в прессу. Был сотрудником почти во всех киевских газетах, а "Молодь України" была моим первым изданием.

Читайте также: Фотограф показал крыши Парижа в стиле урбанизма (фото)

Популярные статьи сейчас

Надежда на микроволновку? В Украине начали выписывать огромные штрафы владельцам газовых плит

Пенсионерам предоставляют еще один вид льгот: что нужно знать

"Будет не страшно...": астролог определил, чего ждать украинцам к середине 2024 года 

Времени больше не дадут: украинцам напомнили о важной процедуре

Показать еще

То есть, фотографирую с 77 года, а первая напечатанная фотография вышла в 1984 году (в Москве, в Советском Союзе). 35 лет занимаюсь этим. В интернете выложил более трех тысяч фото, большинство профессиональных кадров - на Photopoligon.com. Свои работы выкладываю под псевдонимом [р2stepan2]

- Где вы ищете сюжеты для фоторобот?

- Сюжеты бывают, как правило, в местах, где есть достаточное количество людей. Праздники, рынки, магазины, стадионы и тому подобное. Чем больше людей - тем больше сюжетов. У меня в Киеве есть любимые места со своим особым фотографическим полем. Это - Подол. Множество снято сюжетов там.

- Какие изменения ваших любимых уголков города вас больше всего поразили как фотографа и архитектора? Например, на Подоле?

- Мне очень не нравится застройка Почтовой площади. Отель похожий на сундук поставили, немного ближе к Днепру. Высотность нового корпуса, который торчит. Когда под горой строится дом высокий, то гора опускается, становится значительно меньше. Масштабы очень меняются. Реконструкция подхода к речному порту тоже не нравится. Было столько деревьев - все порубили, нет тени, были такие сосны... Почему они не оставили места для деревьев - молодые бы посадили, чтобы они потом подросли.

Я долго жил на Подоле. А сейчас - на Оболони. Район Контрактовой, Нижнего вала и Подольского рынка (Житній) - люблю больше всего. Киев очень активно меняется, и не в лучшую сторону, в частности из-за стихийной застройки.

- Как реагируют горожане, когда вы делаете фото?

- Пытаюсь снять так, чтобы люди не заметили фотографа - пользуюсь компактной камерой и полускрытой съемкой. Реакция бывает в таком случае никакой. Бывают, конечно и отрицательные моменты, приходится валять дурака. 20 лет назад снимать было проще - меньше вероятности нарваться на негатив.

Была очень тяжелая съемка похорон погибшего в Югославии подполковника Сливного в 1993 году. Его вдова в какой-то момент съемки даже крикнула на меня. Но бывает, горе, она с двумя детьми осталась, потеряла кормильца. Это - такие моменты, которые остаются в памяти.

- Какими работами больше гордитесь и почему?

- Горжусь работами, для съемки которых приходилось ездить за тридевять земель. Работами, на которые потрачено много сил и нервов. Работами, которые были сняты в зоне боевых действий.

- Есть любимая серия работ?

- Когда я ездил в Грузию в октябре 1993 года (когда была первая война у них). Любимая, потому что за день проехал 10 тысяч км, очень тяжелая была поездка, во время конфликта некоторые территории были заминированы.

На моих фото зафиксировано, как украинские вертолеты эвакуируют беженцев из зоны конфликта, вместе с детьми. Там проблема была в том, что все они двигались через опасный горный перевал, где большинство замерзало насмерть. Работали 16 украинских вертолетов, которые базировались в Крыму (но это были остатки Советской Армии).

Украинские вертолетчики вывозили детей и женщин. Было страшно - людей сорок сломя голову забегали в вертолет и он едва поднимался с таким напрягом, что мне казалось, будто это - мой последний подъем.

- Какими видите город и жителей мегаполиса как фотограф?

- Видится мне как просто люди. Иногда воспринимаю людей как объекты для съемки - без проникновения во внутренний мир персонажей. Не киевлянина сразу же можно отличить от аборигена. По взгляду: у киевлянина выражение глаз специфический. В последнее время состав населения города сильно изменился в связи с большим количеством мигрантов. Так было и в 2004 после Оранжевой революции.

- Что вкладываете в понятие киевлянин?

- Ну, например, мои предки приехали в Киев в 37 году, дед в Полтаве работал главным врачом в психиатрической больнице. В Киеве врача психбольницы имени Павлова репрессировали, а моего деда перевели на его место. Тогда вся семья тряслась, чтобы он не стал следующим. Он, слава богу, пережил репрессии и Сталина. В Полтаве пока никого не имею из родных - все давно здесь.

- У вас большинство фото - черно-белые, или 50 на 50?

- На цвет я перешел в "Финансовой Украине" - это была первая цветная газета в нашей стране в 1995 году. А до того - все на пленку. Сейчас - цвет и цифровая камера, цифру иногда делаю чб, потому что бывают такие сюжеты, когда цвет будто разбивает картинку. Из-за ярких пятен изображение "распадается". Приходится делать чб. Обработка фото - отдельная история.

Я и сейчас продолжаю на пленку снимать, но все меньше и меньше. Когда берешь в руки пленочные камеры - это совсем другой подход к фотографии. Пленка дисциплинирует фотографа, заставляет больше думать.

- Заражаетесь настроениями людей, которых фотографируете?

- Часто, когда идут съемки, улавливаешь особое состояние людей. Они возвышенные, энергетика - "дичайшая", и она фотографа может даже подавить. Устойчивость к этому приходит только с опытом.

- Какое место вам понравилось фотографировать больше всего во время ваших путешествий?

- Во время путешествий больше всего понравилось в Сараево. 1994 году, когда там заканчивалась война, в город ввели войска ООН, и украинский контингент в его составе был также. Погода - ужасная: туман, дождь моросит, но именно город - шикарный. Богатый ландшафт, мусульманский город, куча минаретов, мечетей ...

- Когда так долго работаешь, это становится рутиной?

- Для фотографа очень важно изменение ситуаций, а не когда сидишь на одном месте - Киеве, Москве, Париже. Фотограф должен ездить, тогда появляется обостренное видение. Возвращается - уже все по другому и дома видит. Но это зависит от возраста, у каждого свой интервал поездок. Для меня пока достаточно было бы путешествовать раз в месяц. Раньше я не знал где окажусь, поэтому, когда выходил из дома на работу, всегда имел с собой зубную щетку.