Ровно 70 лет исполняется сегодня одному из известнейших украинских предприятий – КБ "Антонов". Созданное постановлением ЦК ВКП(б), в итоге оно пережило и партию, и сам СССР. Но, судя по всему, выжить в независимой Украине ему не было суждено. За последние 25 лет предприятие пережило целую серию реструктуризаций. В итоге, в начале этого года Кабинет министров Украины и вовсе ликвидировал авиастроительный концерн "Антонов", передав все его три предприятия в состав "Укроборонпрома". В честь дня "рождения" флагмана отечественной авиации, портал "Знай" решил напомнить о самых известных его разработках и задуматься о будущем украинского самолётостроения.
Из недавнего
Несмотря на то, что модельный ряд изделий КБ "Антонов" исчисляется десятками вариаций воздушных судов, на сегодняшний день одной из наиболее востребованной в мире оказалась разработка 1972 года Ан-32 по прозвищу "Настенька". Этот военно-транспортный многоцелевой самолёт идеально подходит для коммерческих грузоперевозок в тяжелых климатических условиях. Вероятно, именно поэтому им и заинтересовались в Саудовской Аравии. И даже заключили с госпредприятием "Антонов" соглашение о совместной организации производства его новой многоцелевой модификации Ан-132. Кстати, здесь есть один интересный нюанс, в соответствии с договорённостью, украинская сторона обязалась не просто совместно выпускать воздушные суда, но и передать Королевству Саудовская Аравия технологии производства Ан-32, а также обеспечить подготовку соответствующих специалистов. По данным саудовской стороны, внутренняя потребность страны в новых Ан-132 составляет порядка 80 машин. А общая потребность мирового рынка исчисляется 200 единиц. По имеющейся информации, на 2015 год ориентировочная стоимость одного модернизированного Ан-32 составляет 15 миллионов долларов. В порядке теории вероятности возникает закономерный вопрос о том, что может помешать Королевству Саудовская Аравия, которое по условиям соглашения получит необходимые разработки и специалистов, самостоятельно восполнить мировую потребность, оставив не удел украинский "Антонов".
Вперёд в будущее
Славная история флагмана украинского самолётостроения КБ "Антонов", по всей видимости, подходит к концу. Парадоксально, но факт, в новом тысячелетии, предприятие, продукцией которого пользуются в 76 странах мира, за последние 10 лет смогло выпустить и продать менее 50 самолётов. И это при потенциальной возможности создания 24 изделий в год. Исходя из описанных выше фактов, можно предположить, что, если ситуация будет развиваться в заданном направлении, в будущем КБ "Антонова" может сузить круг своей деятельности вначале до гарантийного сервисного обслуживания уже выпущенной техники, а со временем, и вовсе может прекратить свою деятельность, подарив своих специалистов заграничным компаниям.
Налоговая проверяет украинцев за границей: что уже известно
В Украине меняют "замороженные" тарифы: какие услуги подорожали больше остальных, есть и 60% роста
Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди
Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно
Читайте также:
"Антонов" вместе с поляками создаст патрульный самолет на базе Ан-148
"Антонов" подписал контракты на производство 43 самолетов
К подобному мнению, кстати, склоняется и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его словам, упомянутое выше недавнее подписание меморандума с Саудовской Аравией – не более, чем создание видимости работы предприятия. В итоге "Антонов", с большой вероятностью, массово выпускать самолёты, во всяком случаи, в рамках этого контракта, не будет и продолжит работать в "привычном" режиме. "Таким образом они намеренны попытаться "тихо" продать необходимые патенты и технологии, а Саудовская Аравия, вполне вероятно, что начнёт выпуск, необходимых ей самолётов самостоятельно. Будущее самого КБ "Антонов" - "хорошее". Они и дальше будут сдавать свои корпуса под офисы", - отмечает эксперт.
В прошлом
А пока КБ "Антонов" остаётся условно "на плаву", не лишним будет вспомнить о том, чем оно так известно и уникально. Вообще история предприятия – это история успеха одного талантливого человека - Олега Константиновича Антонова. Родившийся в 1906 году в деревне Троица Московской губернии будущий конструктор окончил среднюю школу и 2 класса реального училища. С детства Олег стремился связать свою жизнь с авиацией. Хотел стать лётчиком, но судьба решила распорядиться немного иначе. Уже в 1924 году Антонов организовывает Кружок любителей авиации и создаёт свой первый планер. Через 7 лет он будет создавать их в рамках своей трудовой деятельности в Центральном бюро планерных конструкций. Ещё 7 лет спустя он станет ведущим инженером КБ Яковлева. По окончанию войны, в 1946 году один из талантливейших авиаконструкторов возглавляет собственное опытно-конструкторское бюро "ОКБ-153", с которым через шесть лет переезжает в Киев и создаёт легендарное ГСОКБ-473, впоследствии названное в его честь "ОКБ имени О. К. Антонова". За 70 лет своего существования это предприятие создало около 100 типов и модификаций воздушных судов выпустив в небо более 22 тысяч единиц техники, которая и ныне популярна и востребована во всём мире.
Ан-2
Первым самолётом, который был создан конструкторами "Антонова", стал легендой гражданской авиации. Свое неофициальное название "Кукурузник" он получил от благодарных работников сельского хозяйства, для которых стал основным помощником. Но его популярность вышла далеко за рамки этой отрасли. Ан-2 долгое время использовался, как транспортный, пассажирский и спортивный самолет, кроме того, он состоял на вооружении ВВС многих стран мира. О надёжности первого серийного самолёта говорит тот факт, что в некоторых странах срок его эксплуатации доходил до 40 лет.
Ан-8
Ещё одной легендарной разработкой "Антонова" стал двухдвигательный военно-транспортный самолёт Ан-8. Созданный в середине 1950-х годов, самолёт использовался по назначению ещё в начале ХХІ века, совершая коммерческие рейсы над Африканским континентом.
Ан-22
Несмотря на то, что КБ "Антонов" создавало и пассажирские самолёты, наибольшую известность оно всё-таки приобрело благодаря военным и транспортным разработкам. В частности, благодаря "изделию 100" - Ан-22, которое, за свои размеры и грузоподъемность получило имя "Антей". Он стал первым советским широкофюзеляжным самолётом и самым большим турбовинтовым воздушным судном в мире. "Антей" до сих пор используется ВВС России и Украины.
Ан-124 и Ан-225
Но, без сомнения, самыми прославленным творениями "Антонова" стали тяжёлый дальний транспортный самолёт Ан-124 "Руслан" и самое большое воздушное судно в мире – Ан-225, получившее название "Мрия". Ан-124 "Руслан" создавался в первую очередь под военные цели – для транспортировки особо крупных объектов таких, как, к примеру, пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет. Самолёт-гигант "Мрия" создавался с конкретной целью – транспортировка многоразового космического корабля "Буран" и компонентов его ракеты-носителя. Кстати, "Мрия" и по сей день на ходу. В начале мая самолёт совершал коммерческий рейс из аэропорта Киев-Антонов в Австралию. На его борту находился 130-тонный электрогенератор.