О причинах девальвации гривны, роль российских банков в дестабилизации финансового рынка и банкротство украинской политической элиты рассказывает финансовый эксперт Андрей Новак

Аналитик утверждает, что пик девальвации мы уже прошли. Дальше следует ожидать стабилизации курса. Возможно, возвращение к задекларированной правительством и Нацбанком позиции 21,7. Хотя сделать это будет сложно. После такого "взлета" девальвации валюта обычно укрепляется на несколько процентов, не больше. Даже если остановимся на отметке 25, будет хорошо.

Отставка главы Нацбанка может успокоить панические настроения у населения и бизнеса?

- Сам факт отставки неэффективного руководителя даст рынку позитивный сигнал. По меньшей мере на несколько дней все замрет в ожидании добрых перемен. Сейчас мяч на стороне трех человек - премьер-министра, председателя Центробанка и президента. Если в кадровой политике властям удастся отойти от принципов квотности и политической целесообразности, ситуацию можно нормализовать.

НБУ вообще имеет рычаги влияния на ситуацию? Или всем рулит правительство?

Популярные статьи сейчас

Уклонистам объяснили, когда у них начнут отбирать вещи

Каждому члену семьи по 3600 грн: украинцам обещают трехмесячную поддержку

Пенсионеры получат значительную доплату к пенсии: кому и сколько добавят в ближайшее время

Юность стучится в двери? Обновленные мотоциклы "Ява" снова продаются в Украине, сразу 6 моделей

Показать еще

- Ответственность за девальвацию ровно 50 на 50 лежит на правительстве и НБУ. Вы заметили, что с начала резкой девальвации премьер все время отмалчивался? Очевидно, что вину за дестабилизацию Арсений Яценюк решил свалить на главу НБУ. Это неправильно. Думаю, что следствием нынешней критического состояния национальной валюты должна стать отставка обоих.

Назовите главные ошибки госпожи Гонтаревой.

- Ради объективности скажу, что девальвация началась еще при предыдущем руководителе Центробанка. Но и старое, и нынешнее руководство допускало те же ошибки. Собственно, они делали все с точностью до наоборот, как нужно. При первых признаках девальвации НБУ не принял жестких административных мер против банков, которые осуществляли спекуляции на рынке через так называемых валютчиков. Кроме как в банках, иностранную валюту им больше взять негде. Лет 15, как мы забыли о них - и вдруг валютчики появились по всей стране. НБУ нужно было приостанавливать лицензии банков, которые через черный ход выводили деньги на рынок. Или продавали иностранную валюту по завышенному курсу. Их владельцы должны были почувствовать, что могут потерять все. Но НБУ лишь продавал определенным банкам валюту по более низкому курсу, а дальше они сбывали ее втридорога. Я могу назвать и банк "Михайловский", который принадлежит "семьи" Януковича. И "Международный инвестиционный банк" президента Порошенко, который почему-то в условиях кризиса ощутимо увеличивает свои активы. Согласитесь, это вызывает много вопросов. Несмотря на войну, владельцы двух десятков банков обогатились на миллиарды! Как гласит народная мудрость: кому война - а кому мать родна.

Рефинансирование НБУ не должен был осуществлять публично. Прежде чем давать деньги, следовало выработать критерии: кому, зачем и какую сумму давать. Нельзя рефинансировать больные или мертвые банки. Их выставляют на продажу. При этом руководителям НБУ следует употреблять слово "продажа", а не "ликвидация". Если регулятор говорит о ликвидации, какая реакция вкладчиков? Конечно, люди мгновенно побегут снимать банковские вклады. И после этого продавать уже будет нечего!

Чем только ни руководил нынешний глава правительства Арсений Яценюк! И МИДом, и Верховной Радой, и Нацбанком. Вроде человек талантливый. Но стал ли Яценюк, собственно, премьер-министром?

- Я не люблю переходить на личности. Но если вы спросили, скажу. Премьер действительно побывал на всех возможных высших государственных должностях. И нигде не показал результата. Нынешнее правительство не осуществляет реформ. В лучшем случае имитирует, в худшем - действует с точностью до наоборот. Вместо дерегуляции, ликвидации лишних государственных органов - создается куча всевозможных бюро, агентств, комиссий и комитетов. Бюджет зацентрализован даже больше, чем это было при правительстве Николая Азарова. Я не поверю, что в стране нет специалистов, которые могли бы подсказать главе НБУ, премьеру и президенту, как правильно действовать в этой ситуации. К сожалению, за 24 лет Украина так и не выработала собственной модели экономического развития. Наш политикум никогда и не пытался что-то предлагать. Разве что делал это перед выборами. Но после выборов все программные заявления быстро испарялись. Нынешние чиновники являются создателями старых коррупционных схем. Они из этой системы кормятся, жируют. И менять ее они не хотят.

Министры-иностранцы могут влиять на политику правительства?

- Приглашение иностранцев оказалось спекулятивным, популистским механизмом. Это мне напоминает использование в Верховной Раде активистов, журналистов и батальйонщиков. Общество этого требовало, поэтому лидеры старых политических сил просто записали в свои списки по активисту, журналисту и батальйонщику. Далее возникла тема иностранцев. Решили: а давайте, они и нам что-то реформируют. Этот механизм не сработает, потому что все приглашенные приняты в старую гнилую систему, в которой они растворятся. Это изначально было очевидно. Но надо было проверить на собственном лбу, стать на те же грабли - чтобы понять, что без изменения политической, экономической, бюджетной, денежно-кредитной системы ничего не изменится. Кроме того, в Украине, по старой традиции, министры почти ничего не решают. Они являются лишь исполнителями управленческих решений премьера или президента.

Сейчас общество оказалось в определенной ловушке. Понятно, что в условиях внешней агрессии нельзя расшатывать политическую ситуацию. Этой ловушкой властный политикум искусно пользуется. Спекулирует на валютном рынке и дерибанит госбюджет, прежде всего в сфере безопасности и обороны. Расходы на нацбезопасность выросли в 5 раз, но армия этого не почувствовала. Ее до сих пор обеспечивают волонтеры, а не государство. А куда делась целевая помощь, оказанная нам правительствами многих стран на оборону? Это положение можно будет изменить только на выборах. Ближайшие местные должны состояться осенью. Тогда люди вынесут этой власти уже не предупреждение, а приговор. Но для этого нужно, чтобы общественные организации объединились в новые политические силы. Иначе опять будут голосовать за старые, перекрашенные.

У власти остались бывшие коммунисты и комсомольцы, у которых есть комплекс перед Кремлем. Некоторые напрямую зависят от него. Часть украинских политиков Москва просто финансирует. Эти люди не могут и не хотят осуществлять стратегию национальных интересов. Если не победить этот коррупционный политикум, то и внешнюю агрессию мы можем не остановить. Хотя весь мир помогает Украине финансово, дипломатически, политически и уже даже оружием. Но внутренний враг все это проедает, перемалывает без пользы для страны.

Чиновники винят во всех экономических проблемах войну.

- До начала российской агрессии доллар стоил 8 гривен. С учетом аннексии Крыма и боевых действий на Востоке курс должен был упасть максимум на несколько позиций, до 9-10 гривен за доллар. Остальное это лишь масштабные валютные спекуляции.

Экономических оснований для такой девальвации нету. По итогам прошлого года Украина впервые достигла положительного экспортно-импортного сальдо. Не потому что сделали в экономике что-то гениальное, а за счет резкого сокращения импорта российских энергоносителей. Впервые за лет 7 наш торговый баланс вышел в плюс 1 млрд долларов. Еще примерно столько же поступило от торговли. Также Украина получила 9 млрд долларов кредитов от МВФ, Европейского и Всемирного банков, правительств разных стран. При этом НБУ еще и использовал 10 млрд долларов наших золотовалютных резервов. Куда делись все эти деньги? Какую хотя бы одну экономическую проблему решили власти?

Сейчас обсуждают то, насколько НБУ мотивированно рефинансировал разные банки. В частности, деньги от регулятора получили системные банки, такие как "Приват". Но и помельче тоже.

- Есть две группы банков. Одна - мелкие, созданные под определенные схемы или потоки. Например, чиновник является руководителем таможни или руководителем государственной монополии. Используя коррупционную схему, он создает себе банчик - и работает. Свой банка он не расширяет, не формирует широкий кредитный портфель, не минимизирует риски. Только открывает отделение, чтобы, используя свое положение, набрать как можно больше вкладов. Такие банки, созданные под потоки и схемы, - самые рискованные.

А есть группа полноценных банков. Они имеют широкий кредитный портфель, инвестируют в различные сферы экономики. Их НБУ обязан поддерживать. В стране произошел бы коллапс, если они из-за оттока депозитов вдруг оказались бы неплатежеспособными. За 10 месяцев регулятор выдал "Привату" где-то более 20 млрд гривен рефинансирования. Учитывая масштабы этого банка, сумма более-менее адекватная. Надеюсь, что первая двадцатка украинских банков в условиях кризиса оздоровятся и устоят. Стратегически в банковской системе сейчас происходят полезные процессы. Мы избавляемся мертвых и полумертвых банков. Останутся успешные, которые создадут фундамент для новой банковской системы Украины.

Российские банки причастны к дестабилизации гривны?

- Еще в конце 2013 года я говорил, что такой риск существует. Российские банки занимают почти 20% нашего рынка, это очень высокий показатель. Они не без удовольствия подпитывали девальвацию гривны, даже делая это в ущерб себе. Выставляя на продажу иностранную валюту по завышенным ценам, они спровоцировали панику. Финансовый рынок очень чувствителен, потому что имеет дело с деньгами. Как только появляется какой-то деструктив, первая реакция - бежать забирать деньги. Тем более, если украинская власть не демонстрирует ни уверенности, ни какой-либо логики действий. Это гибридная война. В ней есть информационная составляющая, экономическая, дипломатическая. И только последняя стадия - прямые военные действия.

Это можно было предотвратить?

- В компьютере Нацбанка есть движение средств по каждому банку, действующему в Украине. Все легко можно было отследить на уровне и НБУ, и СБУ. Но на первых этапах девальвации никакой реакции непоследовало. Потому что для людей с высокими доходами на первом, втором и третьем месте - собственный бизнес-интерес. У них полностью изменена психология. Они конкурируют не за спасение государства, а за то, кто выше в списке "Форбс". Интересы государства, людей - это такое. Единственный предмет гордости: у кого дороже часы, больше дом, лучше самолет и яхта.

Думаете, даже олигарху Виктору Пинчуку, который создал в Киеве известный арт-центр, это важно?

- Все спортивные, художественные, культурные проекты являются лишь социальным реверансом в сторону общества. Просто у Виктора Пинчука этот выбор не в пользу футбола, к которому он, наверное, равнодушен - а в пользу искусства.

Дайте несколько полезных советов нашим читателям.

- Пик девальвации уже в прошлом. Рынок еще может немного лихорадить, а потом валюта стабилизируется на отметке где-то 22-28 гривен за доллар. Не советую скупать иностранную валюту. Здесь как на бирже, если вы не специалист, то проиграете. Не стоит покупать в супермаркетах и магазинах ненужные товары или продукты. Сейчас мы не только на пике девальвации, но и на пике цен. Производители и торговцы пытаются использовать панику, пытаясь побольше заработать. Продовольственной проблемы в Украине нет, продукты есть в изобилии. Снова может повториться старая история с гречкой, когда люди размели ее по 30 гривен, а потом цена опустилась до 8 грн за килограмм.