С 1 июля этого года должен вступить в силу Закон "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", который впору назвать коммунальной реформой. Именно он должен был вырвать киевские дома из теплых и заботливых рук ЖЭКов и полностью передать в управление жителям, путем создания объединений собственников многоквартирного дома (ОСМД).

Некоторые киевляне ждут вступления закона в силу с нетерпением, но многие другие взволнованы. Уж не собирается ли государство полностью оставить жителей требующих ремонта домов наедине с их проблемами? Об этом мы спросили у юриста, эксперта по вопросам местного самоуправления Андрея Курилко.

"Начнем с того, что та реформа, которую сейчас власть хочет принять – это утопия. Почему? Потому что 25 лет коммунальное хозяйство убивали, не вкладывали в него денег, а теперь хотят полностью повесить на плечи жителей города. Около 80% жилищного фонда города Киева находится в неудовлетворительном техническом состоянии, дома требуют ремонта. Конечно, жители самостоятельно не смогут содержать такие дома. Поэтому создание ОСББ в нынешнем варианте пойдет только во вред людям, особенно малообеспеченным, этого не должно произойти.

При создании ОСББ все заботы о ремонте и содержании дома лягут на плечи жителей. Причем голос по новому закону будут иметь не квартиры или люди в них прописанные, а квадратные метры. То есть, если на первом этаже дома у какого-то предпринимателя, например, есть магазин и в его частной собственности находятся сотни квадратных метров, то его голос по всем вопросам будет решающим. А пенсионерам, которые живут на 18 квадратных метрах каждый, придется как-то объединяться, чтобы быть услышанными.

В идеале, система ОСББ должна предусматривать новый дом, потому что когда он сдается в эксплуатацию, особых затрат на его ремонт не надо. А жителям нового дома будет только удобнее, ведь они сами смогут регулировать, например, фонд заработной платы управляющего, дворников, электриков и сантехников. Если, к примеру, этот дом – просто "свечка" на 30 этажей с благоустроенной при строительстве придомовой территорией вокруг, то для её уборки может быть нужен всего один дворник и лишних затрат не надо. Это был бы правильный переход на ОСББ, так как новый дом достаточно просто поддерживать в нормальном техническом и санитарном состоянии. А жителям будет понятно, сколько им нужно платить за эту поддержку, и на что идет каждая копейка.

Популярные статьи сейчас

Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут

Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите

Штрафы за дрова: украинцам подсказали, как избежать наказания за древесину в своем дворе

Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам

Показать еще

А вот в случае со старыми домами, то тут нагрузку обязано брать на себя государство. Более ранний проект закона про ОСББ предусматривал, что перед передачей дома в собственность жителей, за счет государства делается капительный ремонт этого дома на 100%. В новом законе этого пункта нет. Это не справедливо. На протяжении 25 лет независимости денег в жилищный фонд вкладывали мало, а если вкладывали, то выводили эти деньги через подставные компании по коррупционным схемам. В результате ремонты не делались, дома в плачевном состоянии. И теперь эти проблемы хотят переложить на плечи жителей домов.

Выхода тут может быть два:

1. Полный капитальный ремонт за счет государства перед передачей дома в ОСББ. Тогда все честно, людям достается, фактически, новый дом, за которым нужен только постоянный уход. Тогда ситуация такая же, как и с новостроем. Причем ремонт проходит под полным контролем самих жителей, чтобы они знали, что им поменяли и как.

2. Если у государства нет денег на 100% ремонт, то необходимо в первую очередь разбить дома по категориям и взять на себя хотя бы 70% ремонтных работ. У нас есть старые еще дореволюционные дома, где всего по 8 квартир. Смогут жители этих 8-и квартир самостоятельно отремонтировать дом, в котором нужно менять всё, вплоть до перекрытий? Не смогут. А разбивка домов по категорям поможет выявить ключевые моменты, которые нужно учесть при ремонте. Если это хрущевка, то скорее всего будет необходим ремонт крыши, коммуникаций и лестничной клетки. В более поздних домах на первое место может стать замена лифта. То есть государство будет определять совместно с жителями, что им нужно отремонтировать в первую очередь, а что они могут доремонтировать сами на оставшиеся 30%.

Кроме того, государство должно помочь определить границы земельного участка придомовой территории. Чтобы четко разделить границы ответственности, где за состоянием участка в дальнейшем должны следить жители, а где – уже нет.

Вот такая система могла бы работать и быть честной по отношению к жителям города. Потому что ремонт многих домов не потянут не только пенсионеры, но и простые граждане среднего достатка. Особенно с учетом выросших тарифов на коммунальные услуги. Люди просто не потянут, а так как коммунальные услуги на первом месте, то дома будут стоять без ремонта и доходить до аварийного состояния".

Напомним, что некоторые депутаты Киевсовета уже назвали новый закон противоречивым и выступили с инициативой отсрочить его вступление в силу с 1 июля 2016 года до 1 января 2018 года и, возможно, пересмотреть отдельные его положения.