В этом году ГП "Антонов" не выпустит ни одного самолета. На предприятии заявляют, что одна из причин - дефицит комплектующих, который возник после разрыва кооперационных связей с российскими предприятиями. Автор этих строк попытался разобраться, насколько украинский авиаконцерн зависит от продукции страны-агрессора, и как собирается выходить из сложившейся ситуации.

На днях заместитель руководителя отделения перспективных разработок ГП "Антонов" Андрей Хаустов заявил, что концерн разорвал сотрудничество с российскими предприятиями-поставщиками комплектующих для своих самолетов. Из-за этого, по его словам, в 2016 году "Антонов" не выпустит ни одного самолета серии "Ан". Хаустов отметил, что это негативно повлияло на работу предприятия, но и не стало неразрешимой проблемой. Авиаконцерн активно ищет замену российским комплектующим.

Для справки: До 2014 года на долю смежников из РФ приходилось до 65% в производстве самолетов "Ан". Работы велись как в гражданском, так и в военно-транспортном сегменте.

Главные проекты - строительство самолетов семейства Ан-148/158 и Ан-140 в гражданском сегменте и разработка военно-транспортного самолета Ан-70, а также проект модернизации сверхтяжелого транспортника Ан-124. Результатом кооперации стали самолеты Ан-140 и Ан-148 (с дальнейшим расширением семейства до Ан-158, Ан-178). Производство велось на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе и на ГП "Антонов". Было собрано 18 Ан-140 и более 20 Ан-148.

В начале 2000-х по кооперации производились самолеты Ан-140 на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии. ХГАПП было базой для освоения производства этого типа самолетов в Украине, а затем помогало организовать сборку Ан-140 на самарском "Авиакоре".

Популярные статьи сейчас

Срочно бегите в супермаркет, пока не начались длительные отключения света: что нужно купить каждому украинцу

Масштабное мартовское повышение пенсий: 2300 получат не все

Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен

Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь

Показать еще

В 2014 году бывший глава правления ГП "Антонов" Дмитрий Кива сетовал, что его попытки ослабить зависимость концерна от россиян - одна из причин его увольнения. Тогда импортозамещение стало главной проблемой ГП "Антонов". "В Украине есть все условия, стимулирующие авиационный импорт, а не собственное авиастроение", - отмечал бывший гендиректор "Антонова".

Несмотря на военный конфликт, который, по сути, парализовал поставки российской продукции для авиапромышленности, программа импортозамещения комплектующих была запущена лишь летом 2015 года. Она включает в себя поиск новых поставщиков, закупку комплектующих и установку их как на опытных, так и уже "летающих" самолетах. Первые шаги для решения этой проблемы авиастроительная корпорация уже сделала - подписан ряд договоров и меморандумов. В частности, представляя транспортный самолет Ан-178 на Международном авиакосмическом салоне Фарнборо в июле этого года, украинской госкомпании удалось заключить соглашение с канадской компанией Esterline CMC Electronics на поставку оборудования. Соответствующий договор касается вычислительных управляющих систем, GPS-датчиков и дисплеев для самолетов Ан-148, Ан-158, Ан-178, а также для тяжелых транспортных машин Ан-124-100 "Руслан". В конце июля "Антонов" подписал меморандум о сотрудничестве с американским концерном General Electric, который предусматривает возможности поставки двигателей, авиационных систем и услуг для некоторых самолетов украинской компании.

В ГП "Антонов" надеются, что после разрешения всех юридических вопросов с новыми поставщиками и налаживания бесперебойных поставок запчастей, удастся запустить в серийное производство новые самолеты. "В следующем году мы планируем завершить программу импортозамещения российских комплектующих, которую начали летом 2015 года", - заявил президент "Антонова" Александр Коцюба. Он отметил, что уже достигнуты соответствующие договоренности с поставщиками из стран Европы, Канады, США, а также Украины. После этого должно быть налажено серийное производство новых самолетов. В том числе, планируется начать постройку серийных Ан-178.

Коцюба также сообщил, что до конца года будет завершено строительство самолета−демонстратора Ан−132D по контракту с заказчиком из Саудовской Аравии. Примечательно, что этот самолет построят без российского участия. Для его строительства авиаконцерн использовал запчасти известных мировых производителей: интегрированную модульную систему Primus Epic - американской компании Honeywell, кислородное оборудование – французской Zodiac Aerospace, систему кондиционирования воздуха – немецкой Liebherr, пропеллер R408 – английской Dowty, двигатель – PW150 – канадской Pratt & Whitney Canada, систему контроля, гидравлики, топливную и противооблеленительную систему, систему беспарашютного десантирования и другие комплектующие – украинских ООО НПК Авионика, ГП Завод Арсенал, ПАО НТК Электронприбор, ГП ХМЗ ФЭД. Сегодня этот самолет находится в цехе окончательной сборки. Осталось установить авионику. Через несколько месяцев он должен быть закончен и передан на испытания.

Нашумевший недавно проект Ан-225 "Мрия" также планирует обходиться без российских комплектующих, заявляет Хаустов. По его словам, "Антонов" при совместном производстве крупнейшего в мире самолета с китайской компанией China Аirspace будет рассматривать западные аналоги. "Мы будем рассматривать различные варианты замены российских комплектующих изделий, которыми комплектовалась первая "Мрия", и рассматривать наиболее оптимальный вариант наполнения самолета", - сказал он в одном из радиоэфиров. Хаустов отметил, что авиапредприятие рассматривает, возможность использования продукции украинских компаний, а также западных. "Если мы на нашем внутреннем рынке не находим необходимых изделий, мы смотрим продукцию западных компаний, - подчеркнул он.

Самая серьезная и ощутимая проблема Украины, которая возникла после разрыва отношений с российскими предприятиями, касается проекта Ан-70. Доля российских комплектующих в Ан-70 составляет около 50%. Большую часть комплектующих можно заменить аналогами. По словам эксперта в авиастроительной отрасли Валерия Романенко, основная проблема - винтовентиляторы, которые производятся в российском городе Ступино. "Российские винтовентиляторы на сегодня заменить ничем нельзя. Нужно полностью менять силовую установку. Если не удастся договориться с РФ, а я в это слабо верю, то этот самолет придется переоборудовать новой силовой установкой. И такой проект у "Антонова" есть. Он называется Ан-188", - отметил эксперт в комментарии для hromadske.ua. До этого все новые проекты, включая Ан-178, Украина разрабатывала совместно или при участии российских предприятий, а Ан-188 является одним из тех, который можно строить без помощи россиян.

Сегодня на ГП "Антонов" на разных стадиях производства находятся 10 самолетов Ан-148, Ан-158. Всего у госпредприятия - около 20 твердых заказов: три самолета Ан-148 для Минобороны; 10 Ан-178 для компании "SilkWay Airlines" (Азербайджан); пять самолетов для Ирака (четыре Ан-148 и один ­- Ан-178). Для компании из Саудовской Аравии выполняется постройка самолета-демонстратора Ан-132D. Также есть меморандумы на поставку более 70 самолетов семейства Ан-148, Ан-158, Ан-178 и Ан-132 авиакомпаниям из ОАЭ, Королевства Саудовская Аравия, Китая.