По состоянию на 1 февраля украинские компании полностью использовали годовую квоту на поставки мяса птицы в страны Европейского Союза. Такую новость сообщили представители Кабмина в своем отчете. Также в документе указано, что в январе украинские поставщики на 66% использовали свои годовые квоты на поставки кукурузы.
Эту тему быстро перехватили пророссийски настроенные граждане, мол, европейский рынок устанавливает ограничения для Украины и наши товары там не нужны. Масла в огонь подлил украинский миллиардер, владелец торговой марки "Наша ряба" и агрохолдинга "Мироновский хлебопродукт" Юрий Косюк.
В интервью журналистам олигарх пожаловался, что зона свободной торговли с Европой, которую сейчас пропагандируют - это обман Украины.
Что такое квоты?
Юрий Косюк приводит цифры - за год Украина производит 1,2 млрд. тонн куриного мяса. Европа дала Украине беспошлинную квоту только на 16 тыс. тонн. К тому же без пошлины можно ввезти еще 20 тыс. тонн замороженной курятины, которая европейским потребителям мало интересна. Все, что вывозится вне квоты - имеет пошлину 1 тыс. евро за каждую тонну", - рассказал Косюк.
Пенсионерам дали всего 10 дней: кого оштрафуют и оставят без выплат
2 фразы, которые могут наслать на вас порчу в толпе: нкиогда не отвечайте на эти вопросы незнакомцев
Полностью заменит ТЦК: какие изменения ожидают мобилизацию
Пенсионеров заставят вернуть часть выплат государству
Читайте также: Необходимо отказаться от советской практики льгот для населения - эксперт
Наталья Никольская - торговый представитель Украины и заместитель министра экономического развития и торговли (которая на днях подала в отставку вслед за Абромавичюс) объясняет: квоты - это конкурентное преимущество, которое ЕС предоставил Украине.
"Есть определенное количество товара, который украинские производители могут поставлять в ЕС без ввозной пошлины. Если квота исчерпана - производитель так же может поставлять товар на Европейский рынок - но уже на общих условиях. Таким образом, Европа создала украинцам конкурентные преимущества по доступу на европейские рынки", - говорит Никольская.
Производители недовольны, потому что с апреля 2014 рынок ЕС оказался открытым в одностороннем порядке, в пределах автономных преференций. Между тем соглашение о зоне свободной торговли с Европой вступило в силу в полной мере только с 1 января 2016 года. С этого времени начали действовать квоты.
Экспортеры идут в атаку
Служба поддержки экспорта Евросоюза (EU Export Helpdesk) только за январь месяц этого года зафиксировала рекордное количество пользователей на своем сайте именно из Украины. Онлайн-сервис за две недели в прошлом месяце посетило более 900 компаний из Украины - это рекорд. Например, за это же время сервис посетило лишь 250 возможных экспортеров с США.
Лидерство Украины по пользованию сервисом указывает на то, что украинский бизнес готовится и ищет новые рынки для сбыта своих товаров. Однако не обходится без проблем - ведь онлайн сервис доступен на английском, французском, испанском и португальском языках.
В Государственной фискальной службе отчитались, что за почти 2 года зоны свободной торговли с ЕС успели выдать более 4500 тыс. сертификатов на экспорт товаров из Украины. А статус постоянных и рекомендованных поставщиков в ЕС получили 23 украинских предприятия по поставкам меда, кетчупов, подсолнечного масла, дрожжей, печенья и изделий из стекла. 10 производителей молочной продукции получили доступ к европейскому рынку, а еще 18 с успехом вышли на китайский рынок. Те предприятия, которые еще не вышли на рынки ЕС (а это предприятия мясоперерабатывающей и молокоперерабатывающей отрасли) понемногу осваивают рынки соседей - Молдовы, Армении, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана.
Читайте также: МВФ не даст денег, пока в правительстве работают дилетанты - эксперт
Несмотря на такую положительную динамику, в Госкомстате констатируют, что объем экспорта и импорта в Украину уменьшился. Так объем экспорта товаров из Украины в ЕС 2015 года составил более 10 млрд. долл. (33,4%). Это на 28% меньше, чем в 2014 году. Импорт товаров из стран ЕС составил более 12 млрд. долл. (40,5% от общего объема). Это на 27% меньше, чем в позапрошлом году.
Опыт той же Грузии показывает, что только за первый год ведения зоны свободной торговли - экспорт Грузии в страны ЕС вырос на 15%. А у Молдавии этот показатель вообще достиг 62%.
Впрочем украинские экспортеры, даже при наличии квот и льгот не используют предоставленные им возможности. Многие позиции, по которым ЕС предоставили квоты, остаются неиспользованными.
Аналитик Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи объясняет, что чаще всего позиции по экспорту по квотам оставались пустыми из-за несоответствия украинской продукции стандартам ЕС. Однако уже сейчас экспортеры заинтересованы в том, чтобы привести документацию в порядок, соответствовать стандартам и прийти на европейский рынок. Но принятие законодательства, нормы и положения - растянутые во времени. Поэтому украинские производители просто не успевают.
"Также сказалось и отсутствие стратегического маркетинга. Ведь украинского товаропроизводителя нужно рекламировать в мире. В прошлом году попытки были, однако они были не достаточными", - объясняет Бочи.
Сами производители утверждают, что по некоторым позициям им нечего было предложить европейцам.
Руководитель ассоциации "Украинский чеснок" Михаил Сорока объясняет, что сейчас 90% чеснока на рынке Украины импортируется из Китая. И только 10% является своим, украинским. Поэтому предложить европейцам свой чеснок мы не можем.
"Чтобы экспортировать чеснок в Европу, нужно сначала наладить его производство у нас. Крупных предприятий у нас почти нет, технологии устаревшие, а домохозяйства, которые выращивают чеснок на небольших участках, не соблюдаются технологии, в результате чего страдает качество. Чтобы начать выращивать свой чеснок, надо сначала инвестировать в производителей посадочного материала - это около 3 млн. долл., а затем инвестировать в промышленные мощности", - говорит Сорока.