9 февраля истек граничный срок, в который политические партии Украины, получившие бюджетное финансирование, должны были отчитаться об освоении законно выделенных на их деятельность средств госбюджета.
В связи с накладками финансирование в этом году пришло немного с опозданием – в III-IV квартале. Так что недофинансированным народным избранникам пришлось довольствоваться всего 167 миллионами гривен на всех.
Больше всего при этом отошло "Народному фронту" – 50,2 миллиона. На втором месте БПП, получивший всего на 700 тысяч гривен меньше. Тройку лидеров-содержанцев замкнула "Самопомощь" с 44,4 миллиона гривен налогоплательщиков. При этом радикалам Ляшко отдали только около 17 миллионов, а "Батькивщине" – чуть более 6 миллионов. Оппоблок от матпомощи отказался, тем самым в определенном смысле саботировав идею "независимости парламента от олигархов". Хотя, это скорее просто де-юре. Ведь де-факто, если верить, например, экс-депутату Онищенко, они просто решили не брать и у тех, и у тех.
А тут еще и зарплату платят?
И куда бы, вы думали, пошли эти деньги? Правильно – конечно же, не на работу с избирателями и развитие сети представительств политсил в регионах. По данным Комитета избирателей Украины, 63,4 миллиона гривен (более трети всех средств) освоили на покупку политической рекламы. Еще около десяти с половиной миллионов – на аренду помещений. Где-то столько же – на зарплаты (9,9 миллиона). Остальные 78,6 миллиона – на другие расходы.
В Украине усилят мобилизацию и укрепят города: к чему следует готовиться
Больше никаких льгот: пенсионеров заставят платить налог на землю
"Раз в год буду отчитываться": Вера Брежнева призналась, как часто 40-летним хочется секса
Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию
При этом примечательно, что основная денежная масса "ушла" в конце года – в декабре. Ну и как тут не вспомнить золотое правило измерения эффективности чиновников, которая характеризуется не тем, что хорошего они сделали, а тем, сколь полно освоили выделенный им бюджет в оговоренный срок.
Интересно также, что по результатам исследования КИУ выяснилось, что некоторые партии работают, не регистрируя свои ячейки как юрлица. То есть по-серому, как половина украинской экономики. Среди таковых, в частности, – РПЛ и "Народный фронт". Правда, при этом, среди позитивных тенденций, можно отметить, что они наконец-то начали официально трудоустраивать сотрудников. Правда, как ни странно, даже в центральный офис – берут на минималку в 3000-3500 гривен.
Красиво жить – не запретишь
В этом году "получку" обещают доставить вовремя и на 100%. Так что народные избранники могут безбоязненно рассчитывать на все 442 миллиона гривен. Конечно, если выборы не нагрянут. Тогда народные переизбранники смогут получить неплохой, по меркам обычного гражданина, бонус. Но об этом позже.
Конечно же, бюджетные средства на это "святое дело" выделяются не просто так. Их дают – под отчет. Отчет, который до 9 февраля, согласно статьи №17 Закона Украины про Политические партии, должны подать в НАПК эти самые партии. Согласно соответствующей норме закона, политическая партия ежеквартально (не позднее чем на сороковой день) обязана подать в НАПК отчет о своем имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за соответствующий квартал, а также обнародовать такой отчет на своем официальном веб-сайте в этот же срок. До 19 числа итоговые результаты кампании должно опубликовать уже само НАПК.
Но это в идеале. Например, в этом году норму закона решили не соблюдать РПЛ и Оппоблок, которые по состоянию на утро 13 февраля так и не подали отчетность. Правда, если кто-то думает, что за это им грозит какое-либо наказание, не беспокойтесь, ведь максимальная ответственность, которая их ожидает, – административный штраф до 3000 гривен.
Пару слов о законе
Да и вообще нормативно-правовой акт о Политических партиях – очень интересный документ. Сразу начинаешь понимать, насколько дорогими для каждого украинца являются его народные избранники и их партии.
Интересна, например, статья 17-2, повествующая о ежегодном объеме государственного финансирования уставной деятельности политических партий. В соответствии с которой ежегодно на эту самую деятельность партии, которые в соответствии с настоящим Законом имеют право на такое финансирование, получают сумму в две сотых размера минимальной заработной платы, установленного на 1 января года, предшествующего году выделения средств государственного бюджета, умноженную на общее количество избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном многомандатном избирательном округе на последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов Украины.
Учитывая размер минималки в этом году, можно понять, что если очередное волеизъявление состоится уже в 2018-м, при условии аналогичной явки, на "деятельность партий" на вполне законных основаниях отойдет как минимум в два раза большая сумма – около 900 миллионов гривен.
Победитель получает все
И еще. Согласно статье 17-4 возмещение расходов политической партии, связанных с финансированием ее предвыборной агитации на выборах народных депутатов Украины – также будет за наш с вами счет. Ведь политическая партия имеет право на возмещение расходов, связанных с финансированием своей предвыборной агитации на выборах народных депутатов Украины, если на последних очередных или внеочередных выборах народных депутатов Украины такая партия приняла участие в распределении депутатских мандатов.
Режем расходы
По мнению главы Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, этих денег – вполне достаточно, чтобы осуществлять полномасштабную работу партий. Например, в той же Польше за одного избирателя государство "платит" партии один злотый – это где-то 10 гривен. В Украине, этот показатель – 13 гривен за человека. Главное при этом довести до ума существующий закон и обязать политиков не только отчитываться об освоении средств, но и расходовать их не в выгоду СМИ, принадлежащим вполне определенным людям, а действительно партийную деятельность, подразумевающую, как минимум, развитие сети представительств и создание настоящей идеологии нынешних "политических" объединений.
Как ни странно, эта организация (в содружестве с депутатами) уже и законопроект соответствующий подготовила (№6026) и подала в Верховную Раду. Вот интересно, пойдут ли на его принятие депутаты, которые не переживают о соблюдении ныне действующих норм (в частности, относительно сроков подачи отчетов в НАПК).