Вот уже два года в Киеве существует очень необычная и довольно специфическая служба – Kyiv Animal Rescue Group (Команда спасения животных в городе Киеве). 10 ребят на чистом энтузиазме и любви к животным круглосуточно дежурят на телефонах, чтобы выехать спасать животное, которое попало в беду. И зачастую их работа сродни работе настоящих спасателей из МЧС.

О работе и спасенных животных "Знай.ua" рассказал спасатель и спелеолог Михаил Сторожук.

- Михаил, с чего вообще все началось?

- Все было очень просто. В январе 2013 года я написал комментарий под статьей в интернете. В ней шла речь о том, что в городе нет ни одной службы, которая выехала бы снять кота с дерева. А уже на следующий день мне позвонили две женщины, и попросили помощи. Кот одной из них залез на дерево и не мог спуститься третьи сутки. Мне стало жалко животное, и я согласился помочь. Помню, лезть мне пришлось на огромнейшую сосну. Хорошо, что я учился в школе спелеологов. Но снять кота, даже добравшись к нему, получилось не сразу. На улице стоял мороз, и хвост животного вмерз в глыбу льда. Пришлось спуститься и подняться уже с теплой водой, чтобы спасти хвост животного.

- И тогда Вы решили создать службу по спасению котов?

Популярные статьи сейчас

Новые тарифы на воду для трех категорий потребителей: как изменятся платежки

Фруктов не наедимся: какой дефицит ждет Украину

Доехать на работу и обратно – уже не по карману: проезд в маршрутках дорожает

Июнь принесет не только тепло, но и деньги: кто получит новую пенсию

Показать еще

- Не совсем. Через год мы познакомились с Любой Кравчук, которая в одиночку уже спасала животных. Мы участвовали в акции помощи летучим мышам – животным, занесенным в Красную книгу. Они через шахту лифта попадали в подъезд, пугали жильцов и погибали.Тогда у нас и возникла идея – создать команду, которая помогала бы и животным, и людям. У Любы есть опыт спасения и лечения зверей. У меня есть снаряжение, навыки и «дурь в голове». Почему бы не создать компанию, которая будет спасать животных?

Долго думали над названием. Решили назвать нашу Команду Кyiv Animal Rescue Group. Аббревиатура получается KARG. Также наша аббревиатура созвучна с "Київська Аварійно-Рятувальна Служба".

Начинали мы с Любой вдвоем, к нам также присоединился мой приятель Артем – но поскольку наше занятие не прибыльное, то работал он с нами в свободное от работы время. Позже присоединились еще ребята.

В августе прошлого года к нам присоединилась диггерская группа "Плавленые края". На сегодняшний день в Команде работают 10 человек. И 4 автомобиля.

- Кого спасаете?

- Спасаем любое животное, которое оказалось в беде, но не может выбраться самостоятельно или с помощью неравнодушных. И хвостатых, и усатых, и пернатых, и даже парнокопытных можем спасти. Зимой чаще всего спасаем раненых лебедей, которые не могли улететь из-за травм крыльев.

95% работы приходится на кошек, собак, птиц и летучих мышей. Но были в практике случаи со змеями, лосями и ланями.

- Что означает фраза «животное в беде»?

- Больше половины людей, которые нам звонят, утверждают, что животное в беде. Кто-то просит забрать больное животное с улицы, кто-то просит отвезти животное к ветеринару, кто-то просит похоронить собаку. Но это не наша компетенция. Мы спасатели. Каждому стараемся спокойно рассказать, куда им следует обратиться, что сделать, помогаем советом. Выезжаем только в экстренных случаях – когда животное застряло, провалилось, примерзло, высоко забралось и т.д.

- Каждый выезд – это расходы. Кто оплачивает работу спасателей?

- Пять человек из группы работают постоянно, еще пятеро – по мере возможностей, после основной работы. Некоторые вызовы, конечно, оплачиваются – обычно неравнодушные люди готовы заплатить за своего питомца, который попал в беду. Но и к бездомным или диким животным мы тоже выезжаем – с оплатой таких выездов нам помогают неравнодушные люди. У нас есть странички в социальных сетях, постоянно отчитываемся о своей работе. Единственное, когда мы выезжаем к бездомному животному – всегда просим человека, который нас вызвал, чтобы позаботился о спасенном животном. Кто-то соглашается, кто-то не имеет такой возможности. Стараемся пристроить сами.

За день можно снять с дерева двух хозяйских котов. И получить за каждого по 300 гривен. А можно спасти из подвала трех полуживых котят, весь день возить их по больницам и пытаться куда-то пристроить. Да, сделать доброе дело, отвоевать у смерти, но получить убытков в размере от 400 грн и больше.

Так что пока все держится на помощи неравнодушных людей.

- Если кота или собаку человек может взять, то как обстоит дело с птицами?

- Птиц мы спасаем с 2015 года. Первый раз спасли вороненка. Все дело в том, что вороны часто строят свои гнезда из подручных средств, среди прочего там попадаются и проволока. Когда в гнезде появляются птенцы, один из них рано или поздно попадает в петлю лапой. Дергает. И петля затягивается. Со временем в развитии птенца лапа деформируется, и проволока остается вросшей в нее навсегда. Когда птенцы вылетают из гнезда, такой птенец вылететь не может и просто повисает на петле.

Сначала с птицами действительно было проблематично. Спасенных и раненых птиц приходилось возить с собой по вызовам в автомобиле. Потому что птиц нужно часто кормить, а работа спасателей этому не способствует. Вот и возили с собой в машине синичек, сороку, галку. Потом начали сотрудничать с реабилитационным центром для птиц "Усадьба Нюшаниково", который забирает на выкармливание подобные экземпляры. Это просто дача одной семейной пары, где находятся вольеры. Птицы там минимально контактируют с человеком и почти все время проводят с себе подобными.

Если бы не специалисты из "Нюшаниково" Елена и Ирина, то весной 2016 года в машине спасателей ездило бы не менее 50 птиц, среди которых синицы, стрижи, вороны, пустельги, голуби и утки.

С холодами добавляются еще аисты и лебеди. Не все крупные птицы улетают на зиму в теплые края. Некоторые, больные или раненые, остаются.

- Животные в беде, думаю, часто паникуют. Укусы и царапины были?

- Без этого никак. Знаете, в детстве я очень боялся собак. Но когда стал спасателем, теперь боюсь котов и аистов. Собака, которую спасаешь, понимает, что ее спасают – она будет лаять скорее инстинктивно. А вот кот – это страшно. Даже самый воспитанный и домашний кот, оказавшись на улице, вне привычной территории, почти всегда ведет себя неадекватно, царапается, кусается. Причем зубы у котов очень острые – иногда коты даже плотные джинсы могут прокусить. Места от таких укусов потом долго заживают, а шрамы могут оставаться на годы.

Как-то раз мы спасали аиста. Спасенная птица долго смотрела на меня, а потом клюнула прямо в голову. У меня аж искры из глаз посыпались и кровь из носа хлынула.

- С «чупакабрами» приходилось иметь дело?

- А как же! Вы знаете, любое мелкое животное в вытяжке для среднестатистического человека превращается почти что в чупакабру. Однажды к нам обратилась женщина, которая дома не могла спать – в ее карнизе завелось чудовище. Близкие над ней насмехались и говорили, что она сошла с ума. «Чудовище» скреблось по ночам, издавало жуткие звуки. Мы разобрали козырек балкона – там оказалось гнездо, в котором уже гнездились воробьи. Оказалось, детеныши воробушков учились летать и цокали когтями по металлическому карнизу, чирикая. Очень много вызовов от людей, которые утверждают, что в их вентиляции сидит огромный зверь. Многие считают, что это большие крысы, так как через решетку вентиляции эта «крыса» просовывает свои лапы. А это оказывается самый обычный голубь. Все дело в том, что птенцы голубей не курлычут, а издают пищащие звуки, из которых люди делают вывод о крысах. Если анализировать все такие вызовы о звуках из вентиляции, то в 99% - это птицы. Еще 1% - хомячки и тараканы.

- Нестандартные случаи были?

- Однажды нас вызвали помочь лосю возле Макарова, который провалился в мазутную яму – но пока мы доехали, лось сам оттуда выбрался и сбежал. Не так давно ездили в Вышгородский район – там самец лани забежал на стадион и запутался в сетке. Подойти к нему боялись – зверь отчаянно сопротивлялся. Нам пришлось «обстрелять» его снотворным, чтобы он утихомирился, и только потом выпутать. У нас есть возможность и снаряжение даже для того, чтобы достать из ямы крупное животное вроде коровы или лошади, но пока этим все же занимаются спасатели при КМДА.

- Откуда люди берут ваши контакты? Сарафанное радио?

- Мы создали группы в социальных сетях, дали номера телефонов. Помню, как удивлялись люди, звонившие нам, что им отвечает целая Команда. После спецоперации по спасению собаки с острова нам позвонили из МЧС. И предложили впредь переадресовывать нам все вызовы, связанные с животными. Плюс, нас знают и в полиции, могут перенаправлять к нам людей с такими вопросами.

- Трагические случаи в практике были, когда животным уже нельзя было помочь?

- Без этого наша работа не обходится. Однажды нам поступил вызов о застрявшем в водосточной трубе котенке. Несмотря на несколько дней нашей работы, котенка мы так и не нашли. Он мяукал все тише и тише, а затем, видимо, умер.

Еще один раз котенок застрял между бетонными плитами. Мы попросили о помощи отряд Киевской аварийно-спасательной службы – нам не отказали. Отряд спасателей вставил между балками гидравлический домкрат, рассчитанный на огромные нагрузки. Такие устройства используют для извлечения людей из-под обломков после ДТП или землетрясений. На домкрат подали сжатый воздух. Плиты покачнулись, сдвинулись с места и тут же схлопнулись обратно. Массивная стальная "губа" домкрата обломилась в месте крепления к устройству. Крики из-под завала мгновенно прекратились: когда щель расширилась, котенок под своим весом провалился глубже. А когда схлопнулись, он был стиснут балками. Смерть наступила мгновенно…

- Статистику вызовов ведете?

- Пробовали вести статистику, считать... Чаще всего звонят в выходные дни, а также вечером в пятницу. Больше всего сложных случаев происходит во время перемены погоды. В это время животные более беспокойны и чаще попадают в приключения.

Бывают дни, когда с раннего утра и до позднего вечера телефон звонит, не умолкая. А бывает так, что первый вызов поступает ближе к обеду – да и то несложный.

- Работаете только в Киеве?

- Нет, бывает, что и в область приходится выезжать. Зимой, например, спасали лебедей в Белой Церкви. Поскольку в Украине всего две службы по спасению животных – в Киеве и в Харькове, часто просят выехать в другую область. А недавно были в Черкасской области. Там совершенно ужасный случай был: собака провалилась в выгребную яму и два года там жила, пока неравнодушные люди носили ей еду и воду. Когда об этой истории узнали в социальных сетях – собрали некоторую сумму нам на бензин, и мы приехали, спасли животное.