Вывести политические партии из-под влияния олигархов, продать конфискованные дворцы и машины коррупционеров, приватизировать государственные СМИ сможет Украина уже в следующем году. Если депутаты не успеют до конца декабря проголосовать за главные реформы - ни безвизового режима с ЕС, ни следующего кредита от европейцев не будет.
Что значат для каждого украинца законы, за которые вчера проголосовали депутаты, "Знай" расспросил эксперта реанимационное пакета реформ Ярослава Юрчишина.
- Господин Юрчишин, почему после долгой паузы вчера скопом голосовали сразу за несколько важных реформаторских законов?
- Все эти законы приняли только в первом чтении и на самом деле затянули время. Хорошо, что хоть со второй-третьей попытки важные законы все таки принимаются.
Впереди - принятие системных законов: здравоохранение, государственная служба, налоговая реформа. Все эти ключевые законы в Верховной Раде уже есть, но учитывая их темп работы - вряд ли они успеют их принять во втором чтении в 2015 году.
Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее
Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году
Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин
Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно
Опыт показывает, что с момента принятия закона до его реализации проходит минимум полгода-девять месяцев. Именно поэтому, было бы важно завершить законодательную подготовку для настоящего запуска реформ в следующем году. Если не успеют - не видать нам ни безвизового режима с ЕС, ни следующего кредита МВФ и Евросоюза.
Первая причина затягивания - запутанная процедура рассмотрения законопроектов в самой Раде. Система комитетов, которые отвечают за подготовку законопроектов к голосованию, почти не работает. Скажем, комитет по экономической политике Иванчука почти не собирался, а членов комитета или не предупреждают о заседаниях, или за 15 минут до начала. Комитет правовой политики Руслана Князевича должен проверять все законопроекты на соответствие Конституции. В результате, в их повестке дня иногда бывает по 40 законов, когда же им рассматривать реформаторские законы?
Несмотря на все недостатки Рады, считаю, что ключевой тормоз реформ - это правительство. Они, как администраторы государства, распорядители его имуществом и должны предлагать системные и важные законы. И они могут это делать, когда хотят!
Читайте также: Более половины украинцев не чувствуют реформ
- Чем важен для рядового украинца закон о государственном финансировании партий?
- Закон радикально изменит отношения между избирателями и партиями. Со следующего года каждый гражданин будет платить одну гривну в месяц со своих налогов на содержание партий, преодолевших 3% барьер. Когда вы платите - вы требуете и подотчетности, и реализации обещаний, и прозрачности деятельности.
Сейчас же партии финансируют из оффшоров, их настоящие "кураторы" по большей части неизвестны, поэтому и принимать важные для каждого украинца законы - никто из них не спешит. Необходимо заставить их пройти полный финансовый аудит и перейти на прозрачное финансирование.
Главные претензии депутатов касаются ограничения на добровольные взносы от физических и юридических лиц в 125 тысяч гривен и уголовной ответственности за нарушение финансовой прозрачности деятельности партии. Не совпало количество билбордов в отчете с тем, что было на улицах? Пожалуйста, два года тюрьмы для руководства партий, в отчетах которых найдут нарушения. Депутаты предлагают заменить это на административное правонарушения. Но без строгой ответственности, эта норма не заработает.
- За что еще важное успели проголосовать депутаты?
- Безусловно, важный момент - это создание Национального агентства по управлению арестованными активами. Сейчас конфискованным имущество и арестованными счетами одновременно занимаются МВД, Генпрокуратура, СБУ и еще несколько ведомств. Это огромное поле для коррупции, что мы видим на примерах "управления" активами Курченко, Арбузова и других бывших чиновников.
Над этим законом работали эксперты из ОБСЕ, ЕС, США и украинские независимые специалисты. Главная претензия депутатов касалась нормы, по которой агентство оставляет 25% от доходов с арестованного имущества на развитие ведомства. Увидели почему-то в этом коррупцию . Хотя за образец авторы закона взяли аналогичное итальянское агентство, которое именно благодаря этим деньгам, смогло побороть коррупцию на миллиарды.
Также важная часть - это возможность продажи конфискованного имущества. То есть, не нужно будет держать на стоянке арестованное авто, пока годы идут суды, а его стоимость постоянно падает. Арестовали, продали, положили деньги на счет под проценты и судитесь, сколько надо. Если решением суда будет признано, что имущество забрали безосновательно - государство возвращает деньги, которые получило за продажу имущества.
Арестовать имущество Клюева, Пшонки, Евремов и Януковича Генпрокуратура может уже сейчас. Но поскольку они с этим тянут, продать все это сможет Агентство по управлению арестованными активами уже к концу 2016 года.
Читайте по теме: "10 тысяч прокуроров Украине не нужны" - эксперт
- Вы постоянно вспоминаете во время публичных выступлений, что принятие того или иного закона является частью Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Другого стимула для внедрения реформ нет?
- По сути, нет. Думаю, что без Соглашения большинство этих законов увидели бы свет в лучшем случае через три-пять лет. А сейчас депутаты должны принять их во втором чтении еще в течение этого года.
Именно поэтому премьер Яценюк прибегает иногда к родительским методам стимулирования. Помните, как на этой неделе он угрожал депутатам лишить тех, кто не будет голосовать за "европейские" законы, диппаспортов? Депутаты принимают реформаторские как вредные дети, только под угрозой наказания.
К сожалению, но если бы не давление Европы и США - сомневаюсь, что реформы в Украине вообще бы начались.