Украинский омбудсмен Валерия Лутковская защищает права украинцев с 2012 года, то есть со времен правления Януковича. "Знай" поинтересовался, какие права украинцев нарушаются сейчас чаще всего.

- В конце года парламент принял закон, который разрешает раскрывать банковскую тайну – вроде бы для того, чтобы выявлять недобросовестных получателей субсидии, которые скрывают свои доходы и депозиты. Не нарушает ли это права человека?

- Мне бы очень хотелось посмотреть, как будет имплементирован этот закон. Принять можно все, что угодно, а вот каков будет сам механизм исполнения? Государство заинтересовано уменьшать льготы и сокращать свои расходы. Если человек получил льготу, то нужно показать государству, что тебе она действительно нужна. Но с другой стороны – не возникнет ли после принятия такого закона ситуация, когда в права граждан вмешиваются значительно больше, чем необходимо? Я пока не высказываю своей обеспокоенности, потому что не понимаю механизма работы этого закона. Сейчас я жду подзаконных актов, которые поясняли весь механизм.

- В обществе обсуждают сайты, где выкладывают персональные данные украинцев. Тот же "Миротворец", вокруг которого был скандал.

- За последний год у меня было претензии к нескольким ресурсам, которые размещают в Интернете персональные данные людей. Например, "Миротворец" или сайт так называемой "ДНР", который опубликовал данные бойцов "Торнадо". Размещать информацию о человеке и его данные в сети можно только если это делает государственный орган, у которого есть такое право (например, Минобразования, когда дает человеку диплом) и в случае, если человек сам дал согласие на размещение своих данных в сети. Поскольку "Миротворец" и другие сайты не государственные органы и согласия людей не получали – это противозаконно. Я уже обращалась в соответствующие органы с просьбой проверить сайты и максимально поспособствовать защите прав человека путем прекращения их работы.

Популярные статьи сейчас

Доллары можно продавать? Что будет с курсом в Украине после прихода Трампа 

Проверки от газовиков вышли на новый уровень: украинцам рассказали про документ, который нужно подписать

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь

Показать еще

- Сейчас в Украине участились акции протеста, блокады, митинги – с перекрытием дорог, блокировкой фур и т.д. Не является ли это нарушением прав человека?

- Я с 2013 года говорю, что нам необходим закон, который устанавливал бы механизм реализации конституционного права на мирные собрания. Конституционное право у нас есть, но нет четкого механизма, как его реализовать. А если его нет, то нет понятного механизма реагирования со стороны силовых структур, со стороны местной власти. Мы проводили мониторинг действия органов власти по отношению к мирным акциям протеста. Оказалось, в каждой области местная власть для себя устанавливает, каким образом должны проходить митинги и протесты. Каждый суд самостоятельно решает правильно или неправильно проводится акция протеста. А должен быть четкий стандарт – можно одно, разрешено другое, нельзя третье. А пока такие вот неудобства в виде постов на дорогах или блокады – это мирные акции по Конституции.

- Не жалуются ли украинцы на мобилизацию? Ведь претензий было много – вроде и войны нету, а людей мобилизируют.

- Люди жаловались на то, что военкомы вручали им повестки в транспорте или на рынке, то есть мобилизировали насильно. Особенно много жалоб было из Харьковской области. Я обращалась в Министерство Обороны, в военную прокуратуру с просьбой проверить законность таких действий. Военкоматы реагировали на инциденты. Значительно больше проблем с защитой прав тех, кто уже одел на себя военную форму. Есть проблемы с питанием, с денежным и вещевым обеспечением, с условиями несения службы. Чтобы защитить интересы мобилизированных, нам пришлось ввести должность представителя уполномоченного по защите прав военнослужащих.

- Добровольческие батальйоны тоже входят в вашу компетенцию?

-Добровольцы – такие же люди, как и все, и имеют равные права. Сейчас представитель по защите прав военнослужащих работает на передовой, чтобы максимально быстро реагировать. В Минобороны быстро реагируют на наши замечания и исправляют ситуацию. В конце декабря наша группа проехалась по самой передовой – заметили проблемы по поставке воды и еды, угля, не все военные могли помыться. Чаще всего такие проблемы возникают не из-за нехватки финансирования, а из-за неправильно налаженной работы. После наших рекомендаций Минобороны 90% проблем решили практически сразу.

- Как часто обращаються за помощью политики?

- В среднем, я получаю 10 – 15 запросов в день. Ситуации очень разные – от просьбы вмешаться в ситуацию с невыплатой зарплаты до защиты персональных данных.

- Скольким людям удается помочь? Ведете ли какую-то статистику?

- Статистики нет. Но я минимум раз в неделю ставлю в ежедневнике галочку, которая означает, что одному человеку удалось помочь. Недавно поставила 20 галочек за один день. Нам удалось вывезти с территории, неподконтрольной правительству Украины 20 осужденных. Можно было бы и больше, но, в один автозак вмещается не более 20 человек.