Реформирование прокуратуры не только зашло в тупик, но и стало конфликтом между Порошенко и международными партнерами. Почему провалилась попытка обновления прокуратуры? Как спасти ситуацию и кого президент попробует протолкнуть на ключевую должность в борьбе с коррупцией?

"Знай" поговорил о ходе реформирования прокуратуры с исполнительным директором Центра по противодействию коррупции Дарьей Каленюк.

- Дарья, можно ли считать, что очередная попытка реформирования прокуратуры умерла в зародыше?

- Официально мы об этом узнаем в декабре, но учитывая, что на конкурс пришли около 70% действующих прокуроров и только 30% - внешних кандидатов - думаю, что да. Также нам поступает информация об аномально высоком уровне результатов тестирования на знание законодательства в некоторых регионах. Недавно в СМИ была информация, что в Одессе первое место по результатам тестирования занял действующий прокурор, против которого пресса опубликовала десятки расследований и сообщений о его преступлениях.

Действующие прокуроры не просто пришли на конкурс, но и каким-то чудом заняли места в первых пятерках, из которых будут назначать руководителей и заместителей местных прокуратур. Что за совпадение?

Популярные статьи сейчас

В Украине меняют "замороженные" тарифы: какие услуги подорожали больше остальных, есть и 60% роста

"Самое страшное, что это начало": известный астролог предупредила украинцев об опасности

Срочно бегите в супермаркет, пока не начались длительные отключения света: что нужно купить каждому украинцу

Штрафы за дрова: украинцам подсказали, как избежать наказания за древесину в своем дворе

Показать еще

Почему так произошло? Очевидно, могло быть вмешательство в техническое обеспечение этих тестов, что позволило "избранным" кандидатам прийти на тестирование заранее подготовленными. Во-вторых, была информация, что на центральном уровне отдельным кандидатам из числа действующих прокуроров дополнительно начислялись баллы, если они "не дотянули" до проходной пятерки. К сожалению, это невозможно проверить.

- Как такое могло произойти? Вопросы по знанию законодательства были опубликованы заранее, была возможность их изучить. Но как вне конкурса доначисляли баллы? Кто контролирует конкурсную комиссию?

- Да, вопрос относительно законодательства можно изучить заранее, если есть хорошие умственные способности. Но не у всех действующих высокопоставленных прокуроров эти способности есть! Поэтому и прибегали к фальсификациям. Повторюсь, проверить эту информацию невозможно, но участники конкурса и активисты, которые наблюдают за процессом, уже неоднократно сообщали, что результаты тестирования изменяются со временем.

Уже и сам Сакварелидзе озвучил, что действующие прокуроры оказывают давление на своих подчиненных, которые оказались выше их по результатам тестирования, с тем, чтобы они снимались с конкурса. И такие факты не единичны.

К сожалению, недостаточность контроля за конкурсными комиссиями и централизованными системами оценки результатов - превратили реформу в пшик. Или Давиду изначально неправильно объяснили модель реформирования, или просто "кинули". Хотя он до сих пор этого не признал.

Но самой большой ошибкой я считаю начальные условия конкурса - на него допустили только людей из системы. Даже те, кто имел необходимый прокурорский стаж, но ушел из-за нежелания быть замешанным в коррупционные схемы внутри прокуратуры, не имели стимула подаваться на конкурс, смотря на поведение генпрокурора Шокина и его заместителя Юрия Севрука. С самого начала пошел сигнал: "Подаются свои новые - даже не рыпайтесь".

Читайте по теме: США начали публичную войну за реформу прокуратуры в Украине

- Отправка Сакварелидзе в Одессу - это почетное изгнание ли он продолжает выполнять обязанности заместителя генпрокурора? Кто инициировал его устранение из главного офиса?

- Официально он остается заместителем генпрокурора, но выглядит так, что ему таким образом позволили выйти из сложной ситуации провалившейся реформы. С другой стороны его физически "отодвинули" от внутренних расследований - слишком рьяно он и Каско взялись за очистку рядов прокуратуры. Два важнейших направления работы Сакварелидзе - общее реформирование и создание Генеральной инспекции, которая должна заниматься борьбой с коррупцией внутри прокуратуры - передали его коллегам с весьма сомнительной репутацией. Теперь имеем ситуацию, когда об "успешной реформе" рассказывает Севрук, который публично выступал против этой самой реформы.

Думаю, что за переездом Сакварелидзе в Одессу стоит Петр Порошенко. Очевидно, что это произошло в том числе из-за ареста "бриллиантовых прокуроров" без санкции Шокина и Порошенко.

- Если обновление кадров прокуратуры в рамках реформы можно считать провалившимся, насколько поможет избрание антикоррупционного прокурора? Насколько независимым он будет в своей работе?

- Президент хочет иметь подконтрольного председателя Антикоррупционного бюро и антикоррупционного прокурора. Первое ему не удалось, под огромным давлением общественности, он согласился на открытый конкурс и впервые в истории Украины антикоррупционное ведомство возглавил новый человек.

После этого чиновники из Администрации президента сфокусировались на обуздании будущего Антикоррупционного прокурора. Сначала через депутатов БПП внесли изменения в закон о прокуратуре и сделали зависимым еще не назначенного руководителя спецпрокуратуры от президента. Теперь на эту должность они попытаются провести "своих", для чего Шокин ввел в конкурсную комиссию четырех своих полностью контролируемых заместителей.

Мы стараемся отстоять необходимость изменения этой "четверки Шокина", ведь об этом дважды заявляло представительство Евросоюза в Украине и высокие чиновники США. Кстати, вчера уже даже МИД отметил, что действующий состав конкурсной комиссии по избранию спецпрокурора - преграда для получения безвизового режима для Украини.

Кроме того, профанация конкурсного отбора антикоррупционного прокурора ставит под угрозу получение следующего транша кредита МВФ в 3,2 миллиарда долларов. Вот это и есть минимальная цена для Украины независимого антикоррупционного прокурора - 3,2 миллиарда долларов и безвизовый режим.

Читайте также: Антикоррупционным прокурором хотят стать 300 человек

- Если президенту все же удастся протолкнуть на должность "ручного" антикоррупционного прокурора - был ли смысл в создании Национального антикоррупционного бюро?

- Во-первых, с таким назначением не согласится ни гражданское общество, ни международное сообщество. Это вопрос не только имиджа Порошенко, но и вообще экономической жизнеспособности Украины. Назначат - будем требовать увольнения с первого дня.

Но вне зависимости от фигуры прокурора - Антикоррупционное бюро будет работать на качественно новых основах. Если еще и будет независимый антикоррупционный прокурор - за несколько месяцев-год может быть взрыв по раскрытию коррупционных дел. Если нет - все равно они будут показывать неплохой результат, поскольку я, как член конкурсной комиссии, лично видела большинство из 60 детективов, которых туда выбрали. Прокурор будет иметь возможность "заворачивать" некоторые дела но и то, что будет делаться - удивит страну.

Конечно, чтобы набраться опыта, детективам нужно несколько месяцев. 60% из них имеют разноплановый опыт работы в правоохранительных органах: кто-то был налоговым инспектором, кто-то следователем, кто-то работал в прокуратуре, кто-то занимался расследованием экономических преступлений. Следовательно, им нужно время, чтобы скоординировать свою работу на раскрытие именно сложных коррупционных преступлений, совершенных чиновниками.

Если в НАБУ придет подконтрольный и ангажированный спецпрокурор, единственный выход для руководителя Бюро Артема Сытника - максимальная публичность и прозрачность. Он должен сразу сообщать о давлении на следователей со стороны прокуроров и предупреждать любые намерения "слить" дело на этапе досудебного расследования. Зная отношение руководителя НАБУ к таким действиям - сомневаюсь, что он готов идти на публичный конфликт с властью. Он сам из прокуратуры и работать в пиар-поле не привык и не умеет. Но все же есть шанс, что научится.

- Если Порошенко все же встанет "в позу" и откажется назначать независимого антикоррупционного прокурора, как на это отреагируют США и Евросоюз?

- Самое актуальное я уже вспомнила - это потеря транша МВФ в более чем три миллиарда долларов еще до конца этого года. Вторая очень болезненная потеря - это срыв визовой либерализации и разнообразной поддержки ЕС и США.

В стране, которая хочет вступить в Европейский Союз и ездить туда без виз, не может быть президента, который в ручном режиме контролирует правоохранительные органы. В ЕС такого просто не понимают!

Порошенко пилит сук, на котором сидит. Это уже очень хорошо понимают наши западные партнеры, заявления которых по Шокину все больше становятся откровенными и критичными.

Дипломатический опыт и инстинкт самосохранения должны подсказать Порошенко, что нельзя превращаться в Януковича. Ну пошел же он на уступки относительно Национального антикоррупционного бюро, хотя и упорно этого не желал. Помните, как он пафосно обещал "приятную неожиданность" с назначением руководителя НАБУ еще до начала конкурса? Он не хотел этого конкурса, но он состоялся помимо его воли!

Настойчивые "дипломатические советы" МВФ, ЕС, США и давление общественности - надеюсь, приведут к компромиссу. Это в официальной плоскости международные партнеры такие "деликатные", поверьте, на уровне личного общения с Президентом об этом уже не говорят, а кричат.

Читайте по теме: "В прокуратуре яростное сопротивление реформам, приходится вытаскивать грязное белье"