Получение всех справок, регистрация бизнеса и браков, исполнение судебных решений перейдет в Интернет в течение года. Заместитель министра юстиции Украины Гия Гецадзе рассказал "Знай", как реформы ведомства изменят жизнь каждого украинца.
- Вы работаете заместителем министра более полугода. Может назвать несколько конкретных достижений за этот срок?
- Самое главное - это принятие закона об отказе Минюста от регистрации. Мы будем только держателями и администраторами реестра, самой регистрацией будут заниматься нотариусы и местные органы власти.
После вступления закона в действие, человек придет получить документ или зарегистрировать бизнес в наше отделение в регионе, увидит очередь и пойдет к ближайшему нотариусу, где все это сделает без очередей. Поскольку у нас большая страна - невозможно построить один Дом юстиции, как мы сделали это в Грузии. Строить сотни сервисных центров нет ни времени, ни денег. Это уникальная украинская модель, которой нет ни в одной стране мира.
Все семь тысяч украинских нотариусов станут филиалами Министерства юстиции для граждан. Между ними будет конкуренция, которая автоматически обеспечит качественный сервис.
Пенсионеров заставят вернуть часть выплат государству
Пенсия вырастет почти на 1000 грн: кто может надеяться на повышение
Украинцам разрешили не платить за коммунальные услуги: когда счета можно "заморозить"
Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование
Читайте также: Предприятия смогут регистрировать налоговые накладные в Интернете
Если мэр города захочет повысить себе рейтинг - он откроет сервисный центр и пустит деньги от оформления документов на местные нужды. Если будет пассивным - это компенсируют частные нотариусы. Они со своей стороны будут ценить лицензию Минюста и 60% денег от оформления документов, которые мы им оставляем.
Верховная Рада 305 голосами уже приняла этот закон в первом чтении, в сентябре должно состояться второе чтение. Если все удастся, в октябре мы уже начнем создавать новую систему.
- Вы уже запустили выдачу пока только нескольких справок в режиме онлайн. Это навряд ли интересно людям в регионах, которые даже не имеют доступа в Интернет. Чем это может быть полезно для них?
- Вы не в оцениваете масштаб коррупции при выдаче справок! За год мы выдавали 1,5 миллиона справок, по самым приблизительным подсчетам - это 500-700 миллионов коррупционных гривен в год! Мы вообще не представляем, о каких суммах шла речь при регистрации и ликвидации бизнеса.
Как, например, работает система сейчас? Скажем, после рождения ребенка родители идут в местное отделение Минюста, отстаивают очереди, дают взятки, чтобы сделать это быстрее. В чем проблема поставить компьютер в роддом, чтобы данные о рождении ребенка вносила медсестра, а родители просто распечатывали справку о рождении через интернет, а свидетельство получали по почте? Аналогично граждане должны регистрировать в интернете браки, автомобили, дома и землю.
Если люди поймут, как работает новая система - они быстро научатся этим пользоваться даже в самых глухих уголках Украины. Это не чудо, а вполне реальная вещь, которая начнет работать в следующем году. Как только вступят в действие необходимые законы - мы можем запустить это в течение двух-трех месяцев.
Читайте по теме: Слезы чиновников: либо справок лишатся в Украине
- Для развития государства недостаточно изменять только внутренние правила работы системы, необходимо работать на развитие экономики. Я понимаю, что первую скрипку в этом процессе играет Министерство экономики, но как вы участвуете в этом?
- Продвижение в рейтинге Doing business - главный приоритет правительства. Мы разрабатываем ряд законопроектов, которые позволят ощутимо улучшить наши позиции. Это и законодательство о банкротстве, и отмена сотен и сотен разрешений.
Сейчас для строительства чего-либо необходимо 22 подписи. Это не самая плохая ситуация, поскольку, скажем, в Молдове необходимо 26. Мы должны уменьшить количество подписей до одной. Решение о разрешении на строительство должно предоставлять местный совет после рассмотрения проекта комиссией, в которой есть и пожарный, и архитектор, и эколог, и все необходимые специалисты. Если они будут знать, что каждое такое строение будет приносить деньги в конкретный местный бюджет - они будут заинтересованы в быстром и положительном решении вопроса. Не должен бизнесмен ходить в 22 агентства, которые просто перераспределяют взятки и больше ничего не делают.
Я был губернатором Имерети в Грузии, где находится Кутаиси. Когда я пришел на должность - ни один инвестор не хотел вкладывать деньги. Я сам просто ходил по банкам, международным компаниям, бизнесменам и просил вложить деньги в город. В конце концов, один местный бизнесмен согласился построить отель.
Встречаю его через 3-4 месяца и спрашиваю, как продвигается инициатива. Он говорит, что три месяца назад он подал документы на разрешение строительства в экологическую службу и ответа до сих пор нет. В тот же день я их просто закрыл. Не поменял руководство, не обновил кадры, а просто закрыл. Никто до конца моего губернаторства не отравился, эпидемий не было, стихийного бедствия тоже не произошло.
- Вам не кажется, что у высшего политического руководства Украины не хватает политической воли, чтобы делать аналогичные шаги здесь?
- Конечно, не хватает. Есть политики, которые думают, что контрольные и разрешительные органы необходимы. Я понимаю людей с социалистическими подходами. Но сейчас мы не имеем денег на такие процедуры! Вот когда мы станем страной с уровнем достатка как в Германии - можно подумать о возвращении подобных процедур!
Существование ГАСК - инспекции по архитектурно-строительному контролю - для меня вообще непонятно, нет смысла обсуждать ее работу или реформирование. Подобные комиссии должны существовать в мэрии каждого города, куда обращаться бизнесмен за разрешением на строительство. Все! Людям в конкретном городе виднее и понятнее, что им надо в городе. Одна комиссия, один председатель, одна подпись и все!
Мэр Тбилиси Гиги Угулава в свое время ввел интересную процедуру, чтобы побороть аналогичную структуру в Грузии. Он провел конкурс среди архитекторов на проекты модельной застройки, отобрали несколько десятков проектов и опубликовали их на сайте мэрии. Если вы выбирали один из этих проектов - вам автоматически предоставляли все разрешения прямо на сайте
- Как вы оцениваете реформирования и замену существующей структуры министерства?
- Мы уже сократили количество работников министерства на 20%. В Центральном аппарате осталось 850 человек, треть уже сократили. С октября мы начинаем вторую волну сокращений. Когда войдет в силу закон о регистрации - целый департамент будет просто закрыт. Эти люди смогут или идти на конкурсы и проходить в новые структуры на общих условиях, или искать другую работу.
Как по мне, так еще половину работников Министерства можно легко сократить. Но здесь важно, чтобы нам оставили тот бюджет, который есть сейчас, чтобы мы могли значительно повысить зарплату тем работникам, которых набираем. Нельзя держать качественных специалистов на зарплате в 3-4 тысячи гривен. Государство должно увеличивать зарплаты госслужащим каждый год минимум на 50%, чтобы работать качественно по-новому.
Мы заменили руководство 60% представительств Минюста во всех областях через открытые конкурсы. Например, во Львове назначили молодого юриста Ярослава Жукровского, который до этого работал ассистентом судьи Конституционного суда. После назначения он сказал нам, что еще год назад никогда б не подумал, что пойдет работать в Минюст. В Волынской области руководителем местного филиала министерства стала адвокат Иванна Смачило. Сейчас эти люди, которые прошли конкурс и сдали непростые экзамены - самые активные реформаторы! Те, кто работал в министерстве ранее, тоже прошли экзамены, тесты, собеседования и никому своим назначением не обязаны.
Экзамены и тесты помогали разрабатывали специалисты из Ernst & Young Capital, которые заинтересованы в том, чтобы именно Минюст работал прозрачно и профессионально.
Читайте также: После отмены трудовых книжек стаж будут засчитывать за страховку
- Как вам удалось провести увольнение стольких чиновников без изменения трудового законодательства? Известно же, что освободить украинского чиновника - почти невозможно.
- Да, чиновники любят рассказать, что трудовое законодательство защищает работников и его нельзя цеплять. Но в действительности это как раз наоборот. Если чиновник знает, что его хотят уволить - он покупает справку о болезни и отдыхает четыре месяца. Мы должны вылечить этот "политический насморк" в Украине, пока не поздно.
Посмотрите к чему привела такая система в Греции. Там более 50% населения работает на государство. Если ты один раз попал в систему - тебя фактически нельзя уволить. Что мы видим в результате? Развал страны. Когда бюджетные средства тратишь только на социальные выплаты и не развиваешь экономику и инфраструктуру - результат будет всегда такой.
Сейчас мы уже разработали концепцию изменения трудового законодательства, особенно в части защиты прав чиновников. Этот закон лежит у меня готовый уже месяц. Я не хочу вносить его в Раду, пока не будет консенсуса ведущих политических сил. Поэтому пока встречаюсь с депутатами и убеждаю в его необходимости.
- Если вы делаете столько работы - почему об этом знает там мало людей? Без поддержки вам вряд ли удастся протянуть настолько болезненные для чиновников изменения.
- С помощью Fear Justice Project от USAID мы начинаем рекламную кампанию наших электронных сервисов. Кроме этого, мы проведем сотни тренингов по обучению чиновников нашего министерства, чтобы создать новый политический класс. Уверяю, что баннеры, видеоролики и программы, которые будут продвигать эти сервисы, будет трудно не заметить.
- Когда изменения, которые вводит реформаторский десант в Минюсте станут необратимыми?
- Запуск конкуренции, демонополизация и децентрализация сделают эти изменения необратимыми сразу. На столь радикальное обновление мы не решались даже в Грузии. Если говорить о конкретных сроках - закон может войти в силу в октябре, до февраля мы будем подготавливать нормативную базу, выстраивать систему, набирать людей через конкурсы. В марте система уже начнет работать.
Следующим этапом будет изменение системы пробации, то есть, отбывания наказания. Мы уменьшим количество осужденных на 20-30%, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Надо запустить ряд проектов ресоциализации и реабилитации, которые не связаны с колониями и тюрьмами.
Через год наши изменения станут необратимыми. Единственное условие - параллельное реформирования прокуратуры и судов. Если этого не произойдет - наши изменения станут "островки успеха", которым будет угрожать постепенное поглощение старой системой.