На прошлой неделе состоялась встреча лидеров стран "нормандского формата". Президенты Франции, Украины и России и канцлер Германии Ангела Меркель обсуждали проблемы утверждения мира на Донбассе всего около четырех часов. Кроме того, успели поговорить и об окончательном подписании зимнего газового пакета.

О значении парижских переговоров для "Знай" говорит политолог Антон Круть.

- Что-то новое было во встрече в Париже?

- Ничего особенно нового эксперты не ожидали. Вполне прогнозируемо на встрече речь шла об отдельном законе о виборах на территориях с особым статусом. Ожидалось, что Украину заставят первой и в первую очередь выполнять пункты Минских соглашений в части введения в действие закона об особом статусе. Говорили, что Путин выторгует для себя продление срока выполнения Минске-2. Конец Минска-2 - это 31 декабря этого года, когда Украина должна восстановить контроль над границей. Отсрочку Путин получил. Видимо, в обмен на определенные нюансы по Сирии. Потому что в начале саммита "нормандской четверки" на двусторонней основе Путин общался с Меркель и Олландом именно по сирийскому вопросу.

Читайте также: В Париже согласовали особый статус Донбасса - Меркель

Популярные статьи сейчас

Многочасовые очереди в ТЦК отменяются: в "Резерв+" заработала долгожданная функция

Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам

Плюс 2361 грн на карту ежемесячно: кто из пенсионеров в 2025 году получит солидный бонус

Кто не выполнит требования ПФУ – останется без пенсии: кому приостановят выплаты

Показать еще

- Почему заявления, которые делают Франсуа Олланд и Ангела Меркель часто, мягко говоря, не совпадают с заявлениями от Петра Порошенко?

- Порой даже заявления Порошенко для внешней и внутренней аудитории отличаются. Действительно, есть такой разрыв. Думаю, президент не знает, как "подать" украинской аудитории все то, что было подписано в февраля в Минске. Видно, Порошенко понимает необходимость объяснения этого украинцам, но делает это так, будто разговаривает с маленьким ребенком. Президент не хочет говорить по-взрослому. Не хочет говорить, что Украина войну с Россией если и не проиграла, то и не выиграла. Поэтому требовать от союзников того, что должна лоббировать сама Украина - не стоит. Президент на это не решается. Минск-2 - это дипломатическое поражение, которое было вызвано военным поражением под Дебальцево.

- Мы знаем о так называемом "план Мореля". Президент сказал, что это "особое мнение". Но вопрос не в названии плана, а в реализации его сути. Что там за суть и смогут ее навязать Украине?

- Первое: ключевая роль на местных выборов будет принадлежать Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ.

Второе: там в том или ином виде будет мажоритарная составляющая на выборах.

Третье: украинский ЦИК будет кметь чисто номинальный контроль над территориальными и окружными избирательными комиссиями.

Это три ключевые вещи, а все остальное - вариации. Например, Порошенко хочет, чтобы граница на время выборов был передан ОБСЕ. Этого всего в Минске-2 нет.

- Суть этих нюансов может проявиться в законе об особом статусе?

- Конечно. На пресс-конференции по итогам встречи "нормандской четверки" Меркель вела речь о трех законах - реанимирован и изменен закон об особом статусе, новый о выборах и новый закон об амнистии. Думаю, они будут приняты в октябре. В декабре будет голосоваться второе чтение по конституционным изменениям. А потом Путин посмотрит, отводить войска и отдавать границу или нет. Далее следует урегулирование конфликта уже в заданных Минском-2 пределах.

Читайте также: Американцы нас не "сольют", если мы будем вести себя адекватно - эксперт

- Как?

- Есть информация и предположения, что американцы не прекращали общение с Опоблоком. Через них будут пытаться восстановить украинский контроль над регионом, манипулируя инвестициями и торговыми преференциями. Но Кремль гнет свою линию - хочет поставить там своих марионеток. Во время двух своих последних визитов в Украину Виктория Нуланд встречалась с Сергеем Левочкин. Думаю, американцы считают, что с ним и его политической силой можно иметь дело. Это сложная игра, которая неизвестно чем закончится.

Например, американцы в мае 2014 отменили антидемпинговые квоты на украинский прокат. Фактически они забрали квоты у российского олигарха Алишера Усманова и отдали их Ринату Ахметову. Последний никак на это не отреагировал, хотя тогда еще имел возможности подавить в зародыше российский мятеж на Донбассе. Поэтому не думаю, что Ахметов пойдет на сотрудничество с США. Идет сложная игра с неизвестным результатом.