Уже совсем скоро в Киеве пройдет финал песенного конкурса «Евровидение». Знай.ua решил узнать у руководителя ГП «Укрдоринвест» Елены Криворучко, не опозоримся ли мы своими дорогами перед иностранными гостями, и не сможет ли внезапно повториться ситуация подобная той, что произошла с Шулявским мостом.
Напомним, что Елена Криворучко возглавила ведомство летом прошлого года. Ее молодой возраст (28 лет) и яркая внешность сразу же вызвали пересуды в обществе. Но заключенные выгодные контракты и проведенные тендеры смогли доказать, что она не хуже разбирается в этом деле, чем мужчины.
- Как обстоят дела с децентрализацией «Укравтодора», которая анонсировалась уже в этом году?
- На сегодняшний день существует три основные категории дорог: дороги общего пользования государственного значения, регионального значения (они находятся в компетенции «Укравтодора») и дороги коммунальной собственности. Ситуация эта продлится вплоть до 1 января 2018 года, когда вступят в силу положения закона о децентрализации и дороги регионального значения перейдут в компетенцию областных госадминистраций.
Данный шаг является достаточно целесообразным, поскольку «Укравтодор» объективно не может достаточно оперативно реагировать на те или иные вызовы, которые происходят в регионах, но при этом все еще пока несет за ответственность за дороги регионального значения. С внедрением данной концепции децентрализации управления дорожным хозяйством местные органы власти будут сами решать, что нужно ремонтировать в первую очередь, так как лучше осведомлены о проблематике своих регионов.
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут
Многочасовые очереди в ТЦК отменяются: в "Резерв+" заработала долгожданная функция
Штрафы за дрова: украинцам подсказали, как избежать наказания за древесину в своем дворе
Плюс 2361 грн на карту ежемесячно: кто из пенсионеров в 2025 году получит солидный бонус
- А чем после этого будет заниматься «Укравтодор» и «Укрдоринвест»?
- У Укравтодора остается 50 тыс. км. дорог, около 5% из которых - международные трассы. Именно в основном на эти дороги привлекаются кредиты международных финансовых организаций для проведения ремонта или реконструкции.
Например, на данный момент у нас есть проект, который финансируется Мировым банком, общая стоимость его 450 млн долларов. Начался он еще в конце 2012 года и подразумевал реализацию контрактов, связанных с капитальным ремонтом дороги М03 Киев-Харьков-Должанский (на участке от Лубнов до Полтавы).
На сегодняшний день из этой суммы освоено чуть больше 50%, хотя прошло уже достаточно времени.
- Почему так происходит?
- Потому что, например, прописывается кредитное соглашение: теоритически Украина уже может начинать проводить торги и реализовывать те или иные проекты. Но тут возникают наши три извечных системных проблемы: отсутствие качественной проектно-сметной документации, отсутствие тендерной документации и отсутствие землеотвода для тех или иных проектов.
Получается, эти деньги не доступны «Укравтодору» физически. Эти средства оплачиваются подрядчикам по факту выполнения работ. И оплачиваются напрямую финансовой организацией.
- Не за горами «Евровидение», не опозоримся перед иностранцами своими дорогами?
- Дорогами в столице занимаются киевские власти. Но если говорить о тех, кто поедет к нам на машине – то дорога М06 Киев-Чоп на участке Киев-Львов –– в достаточно проездном состоянии. Это как раз тот коридор, который был отремонтирован за счет финансовых организаций в период подготовки к ЕВРО-2012 и ранее. Есть, конечно, дефекты, которые появились на дороге, но сейчас ведется работа по их устранению.
- Не могу не спросить о ситуации с мостами в Украине. Ведь о разрушении Шулявского моста говорят до сих пор.
- Все искусственные сооружения, которые есть на территории Украины, появились еще во времена СССР. К сожалению, за годы независимости Украины капитальных инвестиций в мосты не было, а они нужны, и очень большие.
Стоимость дороги также зависит от искусственных сооружений, которые приходится строить вместе с дорогой. Где-то их больше, где-то меньше. Поэтому сравнивать стоимость одного км дороги в Европе и в Украине нельзя. Так как количество тоннельных переходов, мостов, развязок и других сооружений – везде разное.
- Складывается впечатление, что если бы Шулявский мост не посыпался – никто бы не обратил на это внимание.
- Наверно так и есть, к сожалению. Но стоит отметить, что на это событие отреагировали крупные китайские компании, которые готовы даже на добровольных началах разработать технико-экономическое обоснование для строительства новых мостов. Недавно был подписан меморандум между «Укравтодором» и одной из крупнейших китайских корпораций по строительству ремонту дорог и мостов (CRBR - China road and bridge corporation). Помимо разработки ТЭО для строительства новых мостов также рассматривается возможность привлечения китайского финансирования на льготных условиях. Речь идет о кредитах.
- «Китайское» качество не подведет?
- Проанализировав то портфолио, которые они предоставили, могу сказать, что тут говорить о «китайском» качестве не стоит.
- После подписания безвиза с Европейским союзом, качество дорог или подход к их ремонту изменится?
- Я не вижу никакой связи с введением безвиза и качеством дорог. Единственное можно сказать, что наши инженеры смогут больше набираться опыта. Хотя они уже сейчас пользуются огромным спросом за рубежом. И даже иностранные компании, которые тут работают – набирают очень много местного персонала. Я считаю, наши инженеры гораздо квалифицированные, чем западные.
- Сколько потребуется нам времени, чтобы сравняться с европейскими дорогами?
- Для этого нужна командная работа. Если нет команды, достаточного финансирования и контроля за качеством выполнения работ– ничего не изменится. Нужно рассматривать перспективу в десять лет и то при условии стабильного финансирования отрасли, при работе профессионалов. Если стратегически, то отрасли нужно 10 лет для реабилитации и приведение дорог в нормальное состояние.
Но как обычно всегда проблема упирается в деньги. В этом году предусмотрено выделение 30 млрд гривен из бюджета, которыми сможет распоряжаться «Укравтодор». Но доступных на сегодня является порядка 18 млд. Из них 7 – это погашение кредитов, долги прошлых лет и остается где-то 5 мрлд. Это катастрофически мало для такой страны, как Украина.
Также читайте на Знай.ua - Антирейтинг Госагентств: украинская коррупция процветает на воде, лесе и дорогах.