Прошел почти год после вступление в силу Закона "О рынке природного газа", но правительству за это время так и не удалось на полную запустить реформу нефтегазового сектора. Что мешает реформировать отрасль и провести реструктуризацию НАК "Нафтогаз Украины" и чем это чревато?

Новое законодательство в газовом секторе призвано привлечь в Украину производителей, импортеров и поставщиков газа, а также нивелировать монополию НАК "Нафтогаз Украины". Одна из основных норм закона - равный доступ к инфраструктуре ГТС: магистральным трубопроводам и распределительным сетям. Она должна была заработать с 1 октября 2015 года со вступлением закона в силу. Несмотря на это, сегодня "Нафтогаз" и облгазы де-факто остаются в роли монополистов на поставку газа населению. Облгазы покупают топливо у госконцерна по "рыночной цене", получая при этом из бюджета компенсацию в виде субсидий. Другим компаниям такие преференции и не снились. Поэтому о развитии конкурентного рынка природного газа в стране говорить не приходится.

Для демонополизации газового рынка нужно как можно скорее реформировать НАК "Нафтогаз Украины", заявляют эксперты. К сожалению, сегодня уже очевидно, что ситуация в обозримом будущем не изменится.

Как известно, ранее обсуждались две модели разделения "Нафтогаза". Госмонополия предлагала передать ГТС и ПГХ новой компании ООО "Газораспределительные системы Украины", а права на корпоративное управление – государству, в лице Фонда госимущества. В министерстве настаивали на сохранении сегмента транспортировки газа в ведении Минэнерго. Сейчас страсти вокруг разделения "Нафтогаза" приутихли. Минэнерго и госконцерн все-таки нашли компромисс в этом вопросе. План реструктуризации госкомпании был утвержден постановлением Кабмина №496 от 1 июля 2016 года.

План предусматривает создание двух отдельных компаний. Первая - ПАО "Магистральные газопроводы Украины". Ей передадут имущество "Укртрансгаза", которое используется для транспортировки газа. Вторая - ПАО "Подземные газовые хранилища Украины", которая получит полномочия оператора подземных хранилищ газа.

Популярные статьи сейчас

"Нафтогаз" предупредил всех: нужно успеть до 25 апреля

Подорожание почти на 40%: украинцев ожидает "сюрприз" в платежках

Два тарифа на воду: новые цены установили для жителей многоэтажек и частного сектора

Поймали на улице и принудительно увезли в ТЦК: украинцам рассказали, как себя вести

Показать еще

Все логично и закономерно, но есть один важный момент. Дело в том, что инициативы, прописанные в плане сводятся к перспективам судебного спора с Газпромом в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма. То есть, до вступления в силу окончательного решения международного арбитража никаких структурных изменений не предвидится.

По последней информации, озвученной главой Нафтогаза Андреем Коболевым, слушания в арбитражном суде Стокгольма по контракту "Нафтогаза" и "Газпрома" на поставку газа начнутся в конце сентября, по транзитному контракту - в конце ноября. "Слушания в деле по контракту купли-продажи будут в конце сентября, по транзитному контракту - конец ноября - начало декабря", - сказал Коболев. При этом он сообщил, что ожидает решений суда в начале 2017 года. "Возможно, по контракту купли-продажи решение будет еще в этом году, но, по пессимистическим прогнозам, в начале 2017 года", - сказал глава "Нафтогаза".

Что касается сроков завершения судебного процесса, то прогнозы главы Нафтогаза кажутся слишком оптимистичными. По оценкам экспертов, вынесение вердикта международным арбитражем может затянуться от нескольких месяцев до полутора года. И все это время группа "Нафтогаз" будет оставаться монополистом на рынке природного газа. По сути, Кабмин своим решением консервирует монополию НАК.

Если монополия "Нафтогаза" сохранится, это сделает невозможным выполнение требований Кодекса газотранспортной системы, что, в свою очередь, еще больше усложнит ситуацию на украинском газовом рынке. Промедление с реформой – также может негативно повлиять на финансирование работ по поддержке и реконструкции ГТС. А "Нафтогаз" сможет продолжать административными методами давить на "Укртрансгаз". В целом это создает негативный внешний фон и сеет пессимизм на внутреннем рынке.

О "пробуксовке" реформы заявляют и в самом "Нафтогазе". Недавно главный коммерческий директор группы Нафтогаз Юрий Витренко в колонке в НВ сетовал, что закон о независимом регуляторе, который должен был быть принят одновременно с законом о рынке газа, то есть еще полтора года назад, не принят до сих пор. Также он обратил внимание на задержку с принятием европейских сетевых кодексов, которые, по его мнению, не позволяет увидеть ожидаемый результат от "вполне европейского закона о рынке газа". Витренко также считает, что реформа корпоративного управления госкомпаниями началась не на бумаге только в Нафтогазе, и отметил, что она сейчас под угрозой срыва. "Задержки с принятием решений, которые должны ограничить политическое вмешательство в работу компании, несут критическую угрозу дискредитации уже даже сделанному. Многие из коррупционеров и олигархов делают это намеренно, потому что они не могут допустить потери контроля над государственными компаниями – основным источником их незаконного обогащения", - отметил чиновник Нафтогаза. Он заявил, что оператор ГТС будет полностью отделен от монополии, а управлять им будет компания мирового уровня. В компании уверены, что путь к энергетической независимости лежит через лишение олигархов возможности влиять на "Нафтогаз".

Остается констатировать, что на газовом рынке Украины пока только одно достижение – Нафтогаз сменил убыток на прибыль. Компания завершила первое полугодие с чистой прибылью 21,84 млрд грн. Но это только с натяжкой можно назвать результатом реформ. Основным источником дохода НАК остается транзит российского газа. Что касается оптовой торговли газом, то, по данным Нафтогаза, за всю зиму 2015-2016 годов благодаря повышению тарифов на газ, компания потеряла лишь 0,5 млрд грн.