На такой вопрос может понадобиться ответ не только ленивому ребенку, которому наука дается тяжело, но и взрослому. Невзирая на предубеждение к школьной литературе, которая считается бесполезной во взрослой жизни – на самом деле все подобные задания развивают не только эстетический вкус, но и нейронные связи. Не говоря уже о том, что удачная цитата стихотворения может стать хорошим приемом в любой публичной речи, посте социальных сетей, да и в личной жизни для создания атмосферы особого романтизма… Как эффективно учить стихи – лучшие советы.
Выучить стихотворение наизусть: зачем это делать?
Как объясняют психологи изучение текстов наизусть, как лирических, так и прозаических – очень полезно для развития нашего ума во всех возрастах. Потому что во время этого процесса активно работают определенные зоны головного мозга – таким образом формируя нейронные связи. Речь идет именно о тех связях, которые служат развитию нашей разговорной речи. Мы ведь все умеем говорить, но далеко не каждый из нас может говорит красиво, стильно и выразительно в плане правильного подбора слов и выстраивания их в предложения.
К тому же заучивание стихотворений наизусть – это отличная тренировка для нашей памяти. Она начинает лучше работать, потому что увеличивается ее объем. И в конечном счете, если мы работаем с ребенком, его обучаемость поднимается на новый уровень, ведь он может качественней воспринимать информацию. Кстати, учиться никогда не поздно – и каждому из нас полезно продолжать пополнять свои знания на протяжении всей жизни. В этом залог не только высокого интеллектуального уровня. Но также хорошая страховка от болезней головного мозга и психических расстройств.
Если подвести четкий и простой итог, получается, что заучивание стихов наизусть – это усиление функций мозга. А для того, чтобы сделать это легче и быстрее – есть множество хитрых и не очень психологических методик.
Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее
Доллары можно продавать? Что будет с курсом в Украине после прихода Трампа
Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году
Приятная неожиданность: в Украине начали снижаться цены на некоторые овощи
Как учатся стихотворения: классика жанра
Многим школьникам, казалось бы, такое простое задание дается нелегко. Родители из-под палки тщательнейшим образом заставляют ребенка повторять наизусть строки поэзии. Он то и дело повторяет. Уже у всех звенят в ушах мудрёные запоминающиеся строчки, но ученик так и не может это все ладно воспроизвести целиком. Почему некоторые люди, изучая стихи, с трудом могут воссоздать даже 2 строфы, да и те мгновенно забывают?
Главный, можно сказать, хрестоматийный метод изучения лирики наизусть заключается в нескольких правилах.
- Первое, в идеале стих нужно учить в течении нескольких дней – примерно 3-х. Выучить произведение за одну минуту – очень плохая идея.
- Второе – перед тем, как начинать запоминать, нужно вдуматься в смысл произведения и прочитать его несколько раз вслух.
- Третье – представить себе все описываемое в поэзии в картинках. Можно даже нарисовать.
- Четвертое, в зависимости от содержания лирического произведения можно выделить его персонажей или же обозначить себе их чувства/переживания. Далее провести аналогии этих чувств с тем, что вы раньше переживали в жизни и воспроизвести эти ощущения в своей душе.
- В-пятых, когда вы переписываете стих от руки, то подключите к процессу дополнительные способы запоминания – визуальные и связанные с моторикой движений (двигательный вид памяти).
- И шестое – все непонятные слова, метафоры и обороты речи стоит отдельно выписать и разобрать их значение, прибегнув к помощи словарей. Какое стихотворение понимаешь – то хорошо запоминаешь. Автоматическое запоминание незнакомых понятий может быть только краткосрочным и крайне некачественным.
Далее приступаем к алгоритму самого запоминания. Наверняка, именно так многие из нас по наитию и делают – те, кто способны к запоминанию стихов и других произведений от природы. А вот тем, у кого такой склонности нет – данный алгоритм здорово поможет.
- К прочитыванию и повторению первой строчки нужно плавно добавлять все последующие. То есть, прочитали и воспроизвели начальную строку. После читаете первую и вторую – повторяете их вместе и так далее. Этот метод в психологии называется методом снежного кома.
- Железное запоминание первых строк каждой новой строфы. Это те киты, которые будут держать в памяти все произведение. Так что их можно даже выписать себе отдельно в качестве шпаргалки и в случае чего подглядывать.
Научиться запоминать стихи: короткая поэзия
Если есть сложности с заучиванием стихов, то поначалу следует тренироваться на коротких произведениях с самыми простыми рифмами и художественными приемами. Чем сложнее художественный мир стихотворения, чем экзотичней его рифмы и даже необычней слова – тем, конечно, сложнее его учить.
Многие из произведений высокоинтеллектуальной прозы плохо поддаются изучению даже среди взрослых людей-филологов. Но таких стихов очень мало и в школьной программе они подаются только для ознакомления – в основном для изучения предлагаются самые стройные лирические произведения. Как говорится, все гениальное просто.
Итак, приступим: один лёгкий способ выучить стих – пошаговая инструкция к изучению короткого стихотворения:
- Вдумчиво читаем стих вслух 3 раза подряд, как минимум – как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой. Важно прочитать медленно, вдумываясь в смысл буквально каждого слова.
- Нарисовать (мысленно или даже на бумаге) сюжет стиха в картинках, как вы его понимаете.
- Теперь снова читаем стих, но уже в стиле декламации – выразительно и по-актерски.
- Далее переписываем стих своим почерком на лист бумаги, при этом читаем его вслух – такой себе самодиктант.
- Подсказка для себя: если какой-то отрывок все никак не откладывается в голове – анализируем его отдельно. Далее отдельно тоже выписываем и уже при воспроизведении стиха по памяти пользуемся этим в качестве шпаргалки. Через пару-тройку декламаций потребность в подглядывании отпадет сама собой.
Сложный жанр: выучить длинное стихотворение – поэму, басню или роман
Конечно, большие и сложные произведения с не односложными рифмами и ритмами выучить гораздо сложнее. Но и это не проблема. В таком случае на помощь придут следующие подсказки.
- Большой стих обязательно стоит начинать учить заранее, а не в последний момент. Хотя бы за 1 день до генеральной декламации.
- Начинаем с первых четырех советов, которые послужили основой для заучивания простого стихотворения. Так начинаем учить поэму, но фрагментарно, разделив ее на смысловые куски. Выбираем, например, первые 2 строфы и сначала учим их. Прочитывайте и повторяйте их вслух, пока не запомните. Только после этого по такой же аналогии приступайте к следующему отрывку.
- Каждый выученный фрагмент добавляем к первому и воспроизводим все вместе. Так каждый раз рассказываем поэму вслух, начиная с самого начала.
- Когда уже выучено 4 строфы, следует сделать перерыв и отдохнуть. Чтобы потом с новыми силами приступить к разучиванию нового фрагмента.
- Следующие 4 строфы учим отдельно по этой же методике. И только после полного запоминания соединяем их и декламируем все с самого начала «совместно».
- Когда нужный фрагмент произведения будет выучен полностью, опять-таки отложите его. Потом просто повторяйте в течении дня периодически целиком. Обязательно, ложась спать, закрепите результат.
- Утром, скажем за завтраком, попробуйте рассказать стихотворение без предварительного прочтения – просто по памяти.
Дополнительные советы для запоминания стихов
- Прибегаем к помощи всех видов памяти, а не только зрительной. Читаем вслух, переписываем (двигательная память), записываем на диктофон и слушаем (слуховая память). Диктофонная запись – отличный способ для поминания стихов на иностранных языках, ведь их точное понимание очень затруднено, поэтому больше сводится к механическому заучиванию.
- Можно подключить не только все виды памяти, но и дополнительные органы чувств. Например, интуитивно, изучая что-либо, люди начинают вышагивать по комнате или играться руками каким-нибудь ручным шариком. Такие упражнения помогают мозгам работать лучше.
- Повторение – мать учения. Это сакраментальное школьное правило действительно работает. В изучении стихов на память не стоит следовать принципу – выполнил задачу и забыл. Тут лучше выучить, заняться другими делами, но стихийно проговаривать стих. Вот вспомнился он через час – проговорили. При этом необязательно все повторять слово в слово. Если что-то забылось – пропускайте и продолжайте дальше. Зато потом будете знать свои слабые места и больше на них сконцентрируетесь при следующем прочтении. Так в голове закрепятся «маяки проблем», а значит они будут быстро решены и запомнены.
- Если есть в запасе несколько дней, начинайте учить стих перед сном. Просто, ложась в постель, несколько раз прочитайте вслух. Наутро, конечно, вы вряд ли сможете продекламировать целую поэзию, но она уже отложиться в голове – и потом легко выучится. Потому что за ночь все разложиться в голове по полочкам, по ассоциациям и на уровне подсознания.
- Выпишите отдельно первые слова строчек стихотворения. Они тоже станут якорями в психике. Постепенно по мере заучивания можно будет в них подглядывать и оставлять все меньшее количество подсказок. Поэзия отложится в голове уже сама собой из-за запущенного механизма во время выписывания.
- Во время первых декламаций стиха не бойтесь подглядывать. Если останавливаться и задумываться – это отложиться у вас в психике как привычка и запинки будут возникать при выступлении. Так что лучше попервах подсмотреть, чтобы не останавливаться – и тогда эти сложные этапы стиха вольются в общее течение вашей памяти будто сами собой.
- Стих можно и спеть. Некоторым будет легче учить лирику нараспев. Этот лайфхак хорошо облегчает процесс изучения как раз поэм. К тому же самые мелодичные стихотворения классиков уже положены на музыку. Например, далеко не простое произведение Владимира Маяковского стало песней группы «Сплин» – «Лиличка». Подобное случилось и со стихотворением Сергея Есенина «Заметался пожар голубой», Цветаевским – «Мне нравится», Пастернаковским – «Свеча горела на столе». Жаль, что сложное стихотворение Пушкина «Зимний вечер» еще никто не спел.
- Можно превратить изучение стиха в настоящее шоу. Например, в стиле рэп или каком-либо другом поп-жанре, который вдохновляет тебя. Подбираем любимую музыку без вокала и напеваем стихотворение, будто готовясь к выступлению.
- Ассоциации – наше все. Так утверждал еще отец мирового психоанализа – Зигмунд Фрейд. Ассоциативный метод анализа психики можно задействовать и при изучении стихотворения. Потому что наша психика так устроена, что лучше всего запоминает информацию именно в форме образов. Представьте к каждой строфе свою систему образов согласно личным свободным ассоциациям. Да, это хорошо еще и тем, что образы возникают в нашей голове сами собой – просто сконцентрируйтесь на них, заякорите и таким образом используйте на свое благо.
- И самое интересное: чем больше вы знаете – тем лучше запоминаете новое. Если первые стихи учить сложно, то с каждым последующим дело будет идти все легче и легче. Ведь, например, запомнить большое стихотворение по английскому языку – это серьезные тренировки для памяти.