Строительство новой четырехполосной трассы, которая соединит Киев с Днепром, может быть заблокировано на неопределенный срок. Об этом пишет портал Хайзер. Об этом сообщили в «Укравтодоре». Один из участников тендера – малоизвестная компания «Николаевбудцентр» — пытается сорвать проведение тендеров через Антимонопольный комитет Украины.
В 2019 году на строительство дороги Н-31 «Днепр-Царичанка-Кобеляки-Решетиловка» объявлено четыре тендера и выделено беспрецедентное финансирование – 2,78 млрд грн. Кроме того, запущен тендер на строительство обхода города Кобеляки стоимостью 360 млн грн. Заказчиком выступает Служба автомобильных дорог в Полтавской области.
На все перечисленные тендеры заявки подали крупные дорожно-строительные компании: «Онур», «Ростдорстрой», «Альтком» и «Альтис-Констракшн». Но среди участников значится и малоизвестная компания «Николаевбудцентр», владельцем которой является Араик Амирханян.
До сентября 2018 года «Николаевбудцентром» руководил Гарник Петросян. Он же одновременно являлся директором компании «Полтавабудцентр», которая в течение прошлого года сорвала дорожные тендеры на сумму более 10 млрд грн. Фирма «Полтавабудцентр» зачастую не могла пройти квалификацию из-за отсутствия заводов по производству асфальтобетона, требуемой дорожной техники и достаточного опыта. Но раз за разом оспаривала недопуск в Антимонопольном комитете, тем самым блокируя тендерные процедуры. Когда у самой компании в принципе не было шансов попасть на тендер (например, из-за фальсификации части документов), то добивалась в АМКУ недопуска и всех остальных участников, таким образом останавливая закупку.
Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
Плюс 2361 грн на карту ежемесячно: кто из пенсионеров в 2025 году получит солидный бонус
«Николаевбудцентр», судя по информации из «Прозорро», действует по той же схеме. На четырех из пяти тендеров компания не смогла пройти квалификацию, так как не представила банковскую гарантию и не подтвердила наличие техники (бетоноукладчика и др.). Более того, у фирмы «Николаевбудцентр» Араика Амирханяна нет достаточного опыта, чтобы участвовать в многомиллионных тендерах. Созданная в конце 2016 года компания участвовала всего в 11 тендерах в Одесской и Сумской областях. «Николаевбудцентр» выиграл несколько небольших подрядов, самый крупный их которых составил чуть более 800 тыс. грн.
Однако, как утверждают в «Укравтодоре», структура Амирханяна попытается оспорить решение тендерной комиссии. Схема все та же: оспаривается допуск всех остальных участников, чтобы тендер в принципе был отменен.
«У «Полтавабудцентра» возникли проблемы с Государственной фискальной службой, получить документ об отсутствии задолженности по уплате налогов для компании проблематично. Поэтому «на сцене» появился очередной клон – «Николаевбудцентр». С его помощью структуры Амирханяна, видимо, продолжат блокировать крупные тендеры, шантажируя крупные компании», — отметили в «Укравтодоре».
Тем временем, в Коминтерновском районном суде Одесской области продолжается рассмотрение дела в отношении самого Араика Амирханяна по обвинению в отмывании средств, полученных незаконным путем.
«Араика Амирханяна обвиняют по трем статьям Уголовного кодекса. Это 27-ая — управление преступной группой, 209-ая — легализация (отмывание) денег, полученных незаконным путём, со сговором группы лиц, и 212-ая — повторное уклонение от уплаты налогов. Дело тянется с лета 2018 года. Ни Амирханян, находящийся в розыске, ни его адвокат систематически не являются на судебные заседания», — говорит прокурор Коминтерновской местной прокуратуры Одесской области Сергей Кравченко.
Стоит отметить, семья одесского бизнесмена, получающая доход за счет государственных тендеров, действительно живет на широкую ногу. Автопарку Амирханянов, оформленному на компанию брата одесского бизнесмена «СПМК-17», могут позавидовать арабские шейхи. В элитном автопарке можно найти Rolls Royce Ghost, Mercedes-Benz G-класса («кубики»), BMW X5 и пять Toyota Land Cruiser 200.
Свой путь в автодорожном бизнесе Араик Амирханян начал в 2004 году. Вместе с семьей он основал ЧП «Дорлидер», а позже — еще одну компанию с таким же названием — ООО «СК «Дорлидер». Две компании долгие годы работали в тандеме, устраивая «беспроигрышные тендеры» и осваивая миллионы бюджетных средств, о чем неоднократно писали «Наші гроші». В начале прошлого года АМКУ оштрафовал группу компаний Амирханяна (ООО «СК Дорлидер», ООО «СК Дорсервис», ООО «Пивденьдортех») на сумму более 37 млн грн и запретил участвовать в публичных закупках в течение трех лет. В СБУ пояснили, что компании не только шли на сговор во время торгов, но и уклонялись от уплаты налогов.
После того, как «Дорлидеру» запретили участвовать в тендерах, Амирханян основал новую структуру — «Полтавабудцентр». По данным статистики Prozorro, ЧП «Полтавабудцентр» в прошлом году выиграло тендеры на сумму более 1 млрд грн. По его жалобам было заблокировано работ на сумму почти 10 млрд грн. В 2018 году компания Араика Амирханяна направила в АМКУ более двух сотен жалоб.