Громкое заявление Президента Украины Владимира Зеленского о переезде Администрации Президента в здание Украинского дома до сих пор остается одной из самых обсуждаемых тем. Кто-то выступает за это, кто-то - против. Поэтому Знай.ua решили выяснить все плюсы и минусы этой идеи. И, как выяснилось, одним из приятных "бонусов" для киевлян и гостей мегаполиса может стать абсолютное перевоплощение центральной улицы столицы - Крещатика.
В ТОПе две мировые модели: стеклянные хабы и новая столица
Мы решили узнать, какие именно модели оформления и размещения правительственного квартала сейчас "в тренде" в развитых странах мира.
"Если мы посмотрим, как менялись административные центры в столицах разных государств, то мы видим, что в Европе принято создавать отдельные ультрасовременные административные правительственные кварталы, где концентрируются основные госструктуры по управлению страной. И это понятно, поскольку это разгружает исторический центр, а движение правительственных кортежей не мешает жителям мегаполиса. Не менее важную роль в современном управлении страной играют коммуникации - цифровая насыщенность, обеспечивающий функционирование правительственных учреждений, которую удобнее создать в локальном административном хабе", - отмечает экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.
Ощадбанк отменил ограничения для владельцев карт: что станет бесплатным
Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно
Проработал 40 лет, а пенсия мизерная: в ПФУ обратилисб к украинцам, понравится не всем
В Украине 60-летние больше не смогут выйти на пенсию: когда и как изменятся требования к стажу
Но выбранный для переезда объект пока до европейского образца не дотягивает.
"Концептуально не решаются административные задачи, которые решает хаб: он должен быть изолирован и не препятствовать движению основных транспортных потоков и должен создаваться с нуля. В хабах должна быть ультрасовременная информационная инфраструктура и локализация такого проекта должна быть очень четкую продумана с разных позиций. Если маленькая Грузия смогла это сделать, и мы смогли бы - стоит только хорошо продумать все нюансы", - подчеркивает финансовый аналитик Алексей Кущ.
Существует и другая модель современных перевоплощений. Если взять азиатские, африканские и южноамериканские страны, там есть мода создавать новые столицы.
"Связано это с тем, что крупные мегаполисы, которые являются финансовыми, экономическими и торговыми центрами, имеют, как правило, постколониальную историю - это, чаще всего, крупные города, расположенные на побережьях океанов или морей. Как следствие прошлого, здесь тесно переплетены коррупционные связи старых и новых элит. Поэтому перенос столицы в новосозданный город имеет антикоррупционный эффект: когда обрываются многослойные, многоступенчатые переплетение коррупционных отношений, которые связывают бизнес и власть. То, что в Украине называют "кумовством"", - говорит эксперт.
Главная особенность такой модели - создание нового слоя госработников, не связанных с коррупционной элитой. Как подчеркнул Алексей Кущ, классический пример таких изменений - столица Бразилии и Казахстан. Как вариант, эксперт отметил прежнюю гетманскую столицу Чигирин - именно там можно было бы удачно разместиться.
Реальная причина - "прослушка" в здании
Если сравнить обсуждаемый вариант потенциального места расположения АП с вышеуказанными моделями, то он является, своего рода, "гибридным".
"У нас получается, что отсутствует концепция создания административного квартала, как, например, это было в Грузии во время реформ Саакашвили. Получился какой-то гибридный вариант: возник почему-то Украинский дом, решили посадить дерево, сделать фонтан и стеклянную пристройку. А подают это как почти мощную административную реформу - создание концепции открытого административного пространства. Переезд на пару кварталов ниже не меняет сути", - говорит финансовый аналитик Алексей Кущ.
Быстрое и, возможно, не до конца продуманное решение, по мнению экспертов, связано с конкретным фактом.
"Скорее всего, реальная причина заключается в том, что современное здание АП буквально нашпигована прослушивающих устройств. Это еще тянется еще со времен Кучмы - понятно, что все это оборудование находится не под диванами, все сделано более конспиративно.Оно и понятно - когда делаешь ремонт с нуля, есть как минимум психологическая уверенность в том, что все чисто. И совсем другое дело, когда находишься в здании и точно знаешь, что тебя прослушивают", - говорит эксперт.
Удачное место - Левый берег Киева
По словам экспертов, административные здания лучше размещать на территориях, удаленных от крупных транспортных магистралей, чтобы уменьшить риск блокировки движения.
"Создать отдельный административный квартал было бы лучше на Левом берегу. Это дало бы, во-первых, импульс для развития в экономическом и административном плане Левобережья, который сейчас преимущественно является спальным районом. Сразу за правительством туда подтянулись бы офисы крупных компаний, что позволило бы импульс жить и работать именно там. Во-вторых, Левый берег ближе к аэропорту - можно было бы выбрать такое место, где очень удобно было бы передвигаться кортежам, иностранным делегациям", - советует Алексей Кущ.
Тем более, что именно на Левом берегу столицы для этого существуют все возможности.
"Здесь большое количество свободного пространства, где можно было бы разместить административный центр, достаточно современные коммуникации с достаточно техническими мощностями. Поэтому все можно было бы обеспечить и в плане технических, инженерных, информационных коммуникаций. И с точки зрения безопасности также здесь было бы лучше", - подчеркивает финансовый аналитик.
Парковка под зданием может спровоцировать теракт
Известный столичный транспортный инженер Виктор Петрук тоже считает, что объективно, Украинский дом - не лучшее место, куда можно было бы перевезти Администрацию. И причин этому несколько.
"Это - музейное сооружение с определенной внутренней структурой, не приспособлена для размещения кабинетов, поэтому Иван Юнаков предлагает делать опенспейсы. Однако эта, популярная ныне модель, неэффективна - физически далеко не каждый сможет работать в условиях постоянного офисного шума. Вторая проблема - это освещения: свет попадает лишь немного сверху. Найти решение архитекторам будет крайне сложно, потому что здание имеет Национальный статус памятника архитектуры - реконструировать или перестраивать ее нельзя", - отмечает автор альтернативного проекта риривневои развязки с реверсивным распределительным кольцом на Шулявке Виктор Петрук.
Не менее важным является вопрос безопасности, напрямую связано запланированной обустройством парковочной площадки.
"Смелая предложение разместить паркинг на 130 машиномест под зданием, на цокольном этаже. С таким расположением риск возникновения терактов значительно возрастет - появляется возможность подорвать машину прямо под Администрацией Президента. Такой вариант просто неприемлем", - отмечает транспортный инженер Виктор Петрук.
Митинги будут блокировать движение: нужна реконструкция площади
Есть вопросы, связанные с вероятным блокировкой транспорта. И речь идет не только о проведении протокольных мероприятий - наибольшую угрозу будут представлять акции протеста.
"Сейчас на Европейской площади нигде помитинговать - там примерно 1380 квадратных метров перед домом. Если очень тесно стать, то поместится максимум 5, 5000 человек, а мы знаем, что у нас может собраться до 15 - 20 000 человек. В таких случаях блокироваться и улица Грушевского, и Крещатик", - делится с нами архитектор Виктор Петрук.
Впрочем, на этот случай существует запасной вариант - заключается он в переоборудовании площади.
"Места, на самом деле, здесь очень много - пространство не используется рационально. Здесь есть 3 островки, которые зря пропадают. Если перепроектировать Европейскую площадь, то можно освободить около 3600 квадратных метров - это половина стандартного стадиона по нормам ФИФА. Тогда здесь сможет разместиться до 20 тысяч человек", - говорит транспортный инженер Виктор Петрук.
Крещатик станет инклюзивным и европейским
В случае переезда АП и утверждении перепроектирования прилегающей площади, получат "бонус-плюс" и киевляне.
Эксперты утверждают, что в случае таких изменений, одновременно с реконструкцией площади можно осовременить и туристическую изюминку города - улицу Крещатик.
"Мы давно хотим превратить Крещатик в безбарьерная, инклюзивное среду с наземными переходами, велодорожками и другими полезными вещами.И Кличко уже неоднократно отказывал по этому предложению. Поэтому как раз сейчас показалась бы очень удачная возможность превратить пространство от Европейской площади до Бессарабки. Данный проект стоил бы не более 200 млн грн - и эту сумму не сравнить с заоблачными затратами, которые идут на реконструкцию объектов во времена мэрства Кличко", - подчеркивает Виктор Петрук.
Состоится ли запланированный переезд, покажет время. Поэтому о дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.ua.