После начала войны в Украине, коррупционные схемы в строительстве сильно изменились. Раньше большие деньги шли через дорожное строительство, но теперь бюджеты сократились, и схемы стали менее прибыльными. Власти ищут новые способы заработать, и старые схемы, такие как таможенные льготы, по-прежнему в ходу.

Раньше большие деньги крутились в дорожном строительстве, где чиновники зарабатывали на "черных" зарплатах и завышенных сметах. Но теперь, когда масштаб ремонта дорог сократился и бюджет на них уменьшился, схемы стали менее прибыльными.

Скандал с завышенными ценами на яйца в Минобороны также лишил эту сферу её привлекательности. Власти стали искать новые источники дохода, сообщает UAZMI.

Строительство дороги. Фото: Youtube

Старые схемы, вроде таможенных льгот и налоговых уловок, по-прежнему в ходу, но теперь появились новые ниши:

Популярные статьи сейчас

Пришлось полюбить тещу: украинец женился на маме жены, чтобы сбежать за границу

Украинцев оставят в нищете: готовят жесткие проверки всем

Пенсионеров вызывают на службу: у кого есть шансы избежать призыва

1,32 грн за кВт вместо 4,32: украинцам снизят стоимость электроэнергии уже осенью, кому повезет

Показать еще
  • рэкет правоохранителей под видом финансирования секретных операций,
  • незаконная торговля сигаретами,
  • непрозрачные закупки оружия и, конечно, непрозрачное строительство — последние особенно интересуют коррупционеров.

В дорожном строительстве до сих пор не раскрываются сметные цены, что позволяет завышать расходы. Несмотря на смену руководства и попытки реформ, ситуация не изменилась. Дорожное строительство продолжает быть удобным способом для коррупционных схем, ожидая возвращения больших денег.

Строительство метрополитена

В сфере гражданского строительства ситуация более сложная. С одной стороны, команда Наема внедрила обязательное публикацию сметной документации, что помогло выявить завышенные цены и сократить маржу в проектах.

Международные организации, такие как ООН и Европейский инвестиционный банк, также находят завышенные расходы в Украине. Однако даже с этим контролем случаются такие случаи, как, например, в недавнем проекте "Охматдет".

С другой стороны, старые практики возвращаются:

  1. В Киеве, например, госпиталь ветеранов опубликовал сметы с завышенными ценами, а в этом году вообще не заполнил их.
  2. В Запорожской области отказываются предоставлять сметы на укрытия из-за отсутствия света.
  3. В Кривом Роге скрывают марки стройматериалов, чтобы усложнить проверку цен.

Больница "Охматдит" под завалами / фото: Telegram

Военное строительство также остаётся непрозрачным, что оправдывается необходимостью защиты военных тайн. Тем не менее, цены на стройматериалы могли бы быть проверены без раскрытия деталей проектов. Это могло бы предотвратить злоупотребления, как завышение цен на древесину в Николаевской области.

Энергетическое строительство также стало зоной скрытых финансовых операций. После атак на энергетическую инфраструктуру в 2022 году, компании вроде «Укрэнерго» и «Укргидроэнерго» начали строить защитные конструкции.

Но информация о таких проектах остаётся засекреченной. Например, контракт на 4 миллиарда гривен от «Укргидроэнерго» с компанией, известной ранее ремонтом школ, вызывает вопросы.

АЭС, отопление, электроэнергия // фото Getty Images

Большие надежды возлагаются на достройку двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Этот проект начался ещё в советские времена, а теперь привлекает внимание только благодаря своему бюджету в 5 миллиардов долларов.

Несмотря на долгое строительство, уже ясно, что большая часть денег пойдёт на оплату выполненных работ, а не на насущные задачи, такие как укрепление обороны или подготовка к зимнему сезону.

Атомные проекты остаются закрытыми для общественного контроля, что создаёт идеальные условия для коррупционных схем. Без должного надзора и прозрачности финансовые потоки могут стать источником значительных злоупотреблений.

Финансовые манипуляции продолжаются, несмотря на попытки контроля. Завышение цен на стройматериалы и махинации с тендерами показывают, что коррупция все еще процветает. Вопросы безопасности остаются открытыми. В то время как защиту подстанций завершили, вопросы безопасности атомных трансформаторов остаются нерешенными.

Остаётся дождаться, как ситуация будет развиваться дальше: сможет ли Галущенко провести необходимый закон, или его работу возьмет на себя кто-то другой, включая президента. В любом случае, борьба за прозрачность и контроль над миллиардными проектами продолжается.

Напомним, 8 лет, 15,6 млн. евро и 65% готовности: когда Львов наконец закончит свой мусороперерабатывающий завод

Ранее мы писали про бесплатную землю для каждого: действительно ли украинцы могут получить 2,5 гектара

Кроме того, Знай.ua сообщал, цена на сотку земли в Украине стала "не по зубам": как найти выгодный участок