Как пишет портал "Акценты", Бойко после Евромайдана остался одним из ведущих игроков в политических распрях Украины, и сегодня представляет пророссийскую оппозицию, которая планирует провести в парламент свое большинство.

В ноябре прошлого года сопредседатель фракции “Оппозиционного блока” Юрий Бойко и глава партии “За життя” Вадим Рабинович подписали соглашение об объединении оппозиции и создании “Оппозиционной платформы-За жизнь”, за которой стоит кум Путина Виктор Медведчук. Поэтому становится понятно, что Бойко автоматически стал членом Путинской коалиции, и чьи интересы он теперь представляет.

17 ноября 2018 года «Оппозиционная платформа — За жизнь» выдвинула Бойко в качестве своего кандидата на президентских выборах-2019. Напомним, что Бойко был исключён из «Оппозиционного блока» из-за «предательства интересов своих избирателей» 20 ноября 2018 года.

Давайте попытаемся разобраться, кто же такой Юрий Бойко, которого называют партнером Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина, который по информации СМИ был организатором Майдана и лично дал команду разогнать силой студентов.

По информации источников амбиции Бойко не президентские, а премьерские.

Популярные статьи сейчас

Доллары можно продавать? Что будет с курсом в Украине после прихода Трампа 

Индексация пенсий в 2025 году будет не для всех: кто окажется за бортом повышений

Десятки тысяч украинцев остались без "брони" от мобилизации: за какие нарушения будут призывать

Подростки изуродовали женщину и сбросили ее со скалы: самого старшего преступника казнили с помощью пыток

Показать еще

«Красный» директор

Начало карьеры Юрия Бойко ничего особо интересного из себя не представляет. Институт, затем химический завод «Заря» в городе Рубежное, что в Луганской области, где он прошел путь от мастера до директора этого самого предприятия еще во времена Советского Союза. Типичная карьера так называемого «красного директора», то есть человека, который стал руководителем завода при СССР, но с кем надо договорился и удержался после смены власти. В политику он особо не лез, хотя после того, как в 1999 году перешел из кабинета руководителя «Зари» в кабинет директора ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» он вступил в «Трудовую Украину» Сергея Тигипко. Но это нормально для руководителя довольно крупного предприятия. В 2001 году он возглавил Кременчуцкий НПЗ, принадлежащий «Укртатнафте». Словом, шел по линии управления заводами. Знавшие его тогда люди говорят, что он был неплохим менеджером. С этой линии его сбил тогдашний вице-премьер Олег Дубина, который в 2002 году пригласил Бойко в столицу на должность председателя правления НАК «Нафтогаз Украины». С чем связанно такое назначение? Почему Дубина провел на эту ключевую должность пусть способного, но никому не известного менеджера? Есть версия, что Олег Дубина, будучи, вне всякого сомнения человеком Виктора Пинчука, должен был кого-то противопоставить «газовой принцессе» Юлии Тимошенко. А скамейка у команды зятя тогдашнего президента Леонида Кучмы была весьма и весьма коротка. Как бы то ни было, Юрий Анатольевич занял кабинет на улице Богдана Хмельницкого и это стало началом его стремительного взлета из директоров в олигархи.

Как познакомились Юрий Анатольевич и Дмитрий Васильевич

На должности главы «Нафтогаза Украины» Бойко начал работать над погашением газовых долгов между Украиной, Россией и Таджикистаном. Проблемы страны он, кстати, практически решил, за что получил «Героя Украины». Но про себя тоже не забыл. Эти наработки чуть позже легли в основу довольно сомнительного бизнеса компании «Росукрэнерго», когда российский газ смешивался с таджикским и по льготным ценам поставлялся в Украину. Авторы этих схем – Дмитрий Фирташ и Юрий Бойко близко сошлись в 2003 году, когда последний сохранив должность главы Нафтогаза стал заместителем министра топлива и энергетики.

Юрий Бойко и Дмитрий Фирташ

Сошлись они настолько близко, что во время бракоразводного процесса Фирташ дал право распоряжаться всем своим имуществом Бойко. В 2004 году их компания РУЭ стало монополистом на газовом рынке Украины. С российской стороны их курировал вице-президент Газпрома Юрий Комаров. Естественно, этот проект не мог пройти без одобрения тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича. Впрочем, злые языки утверждают, что и Бойко, и Фирташ были тогда всего лишь наемными менеджерами у международного преступника Семёна Могилевича, которого на тот момент разыскивало ФБР. В 2005 году Министерство юстиции США провело расследования, по результатам которого Юрий Бойко был назван среди владельцев «Росукрэнерго».

Война с Юлией Владимировной

В том же 2005 году Юлия Тимошенко инициировала увольнение Юрия Анатольевича из «Нафтогаза» и из министерства. Между ними началась война компроматов. Тимошенко обвиняла Бойко и «Росукрэнерго» в коррупции, а он в ответ обвинял правительство Юлии Владимировны в ухудшении отношений с Газпромом, краже газа из хранилищ и лоббировании собственных интересов. Заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль заявил о том, что он откроет против Бойко дело. Об еще одном деле против Бойко заявил тогдашний руководитель СБУ Александр Турчинов. Видимо, Юрию Анатольевичу необходимо было как-то прикрыться, и он пошел на выборы в составе политического блока «Не ТАК!». Этот блок набрал 1,1% голосов избирателей и в Верховную Раду не прошел. Трудно сказать, чем бы это все закончилось для Юрия Анатольевича. Но как только в 2006 году силовики начали разрабатывать «Росукрэнерго», Виктор Ющенко в спешном порядке отправил весь Кабмин в отставку. Затем, вдруг, с подачи того же Ющенко, премьер-министром стал Виктор Янукович. А Бойко стал в его правительстве министром топлива и энергетики. С этого времени его судьба была надолго связана с Партией регионов.

Первое пришествие в министры или операция «Облгазы»

Придя на должность, Юрий Анатольевич первым делом уволил всех своих заместителей. Свою должность сохранил только Сергей Титенко, который отвечал за электроэнергетику. На остальные должности он привел своих соратников. «Росукрэнерго» продолжало поставлять около 50 миллиардов кубов газа в Украину ежегодно и делало это до 2009 года, пока Юлии Тимошенко, которая вновь пришла в Кабмин, не удалось расторгнуть контракт с Россией. Общий убыток от деятельности этого трейдера по некоторым подсчетам составляет 38,6 миллиардов долларов. Одновременно с этим аппетиты Бойко и его партнера Фирташа росли. Они обратили свое внимание на облгазы. Юрий Анатольевич. Пользуясь служебным положением начал их банкротить, а Дмитрий Васильевич покупал их по сходной цене, используя для этого все то же «Росукрэнерго» или же созданное под эту операцию новое предприятие «Укргаз-Энерго». После ухода его с поста министра в 2008 году ГлавКРУ обнаружило в возглавляемом им министерстве злоупотреблений и потерь на сумму около двух миллиардов долларов. Впрочем, предъявить ему не смогли ничего, поскольку он к тому времени прошел в Верховную Раду по списку Партии Регионов и получил депутатскую неприкосновенность.

Второе пришествие в министры и «вышки Бойко»

В 2010 году Виктор Янукович стал президентом, а Кабмин возглавил Николай Азаров. В этом правительстве Юрий Бойко снова занял должность министра топлива и энергетики, впрочем, ненадолго, уже через год с небольшим он занял должность вице-премьера, курирующего ТЭК. Это немало поспособствовал их с Фирташем третий бизнес-партнер Сергей Левочкин, бывший в то время глава Администрации Президента. Тогда в прессе впервые появилось упоминание олигархической группы Фирташа-Левочкина-Бойко-Хорошковского. И эта группа рвалась к власти. У них был административный ресурс, бизнес ресурс, самое прибыльное из министерств и самый мощный медийный ресурс – телеканал «Интер». В это же время сам Юрий Анатольевич впервые непосредственно вляпался в коррупционный скандал, до этого его нельзя было впрямую обвинить в коррупционных действиях. Речь идет об так называемых «вышках Бойко». Эти буровые вышки для подчиняющейся ему компании «Черноморскнефтегаз» были закуплены на тендере у посредника, латвийской фирмы, учредителем которой оказался латвийский же бомж. Вместо цены в 248 миллионов долларов, госкомпания выложила за эти вышки 400 миллионов долларов. И это произошло с ведома министра. Скандал вышел громкий. А тут еще олигархическую группу стали теснить и старые, и новые «донецкие». Началось все с того, что у Валерия Хорошковского вышел конфликт с Азаровым. Победил Николай Янович, Хорошковскому пришлось срочно продать свой телеканал Фирташу и Лёвочкину и бежать в Монако. Затем на их бизнес потихоньку начали наступать младоолигархи из числа приближенных к Александру Януковичу-младшему. Заговорили о том, что Сергей Левочкин лишиться своего кресла в администрации, а Юрий Бойко в Кабмине. И тут грянул Евромайдан. Трудно сказать, какую роль сыграла в его организации вышеупомянутая группа. Но факт в том, что именно ее представители не только не покинули Украину, но и не лишились своего бизнеса. Их даже не объявили невыездными из Украины. Задержан в Вене был только Дмитрий Фирташ, да и то благодаря не украинскому, а американскому правосудию.

Лидер Оппозиционного блока

После Революции Достоинства Бойко никуда не уезжал и не скрывался. Он совершенно спокойно жил в своём доме в «Царском селе» Иванковичи, в закрытом кооперативе «Лесной» со своей школой, церковью и развлекательным комплексом. С новой властью он без труда нашёл общий язык. Перед выборами Петр Порошенко и Виталий Кличко летали в Вену на переговоры с его партнёром Фирташем. Результатом стала поддержка олигархом Порошенко, тогда на будущего президента работали и финансовые и медийные ресурсы олигархической группы. Сам Бойко провёл переговоры с Яценюком и Аваковым, так же пообещав им поддержку. Говорят, что потом в узком кругу он хвастался, что «купил всю верхушку украинской власти оптом». Но это слухи. Фактом же является то, что именно Юрий Бойко возглавил на выборах Оппозиционный блок, куда вошло довольно много одиозных деятелей времён Януковича. Очевидно, он оказался самым незамаранным из них. Ну правда не выставлять же им в качестве лидера партии одиозного Михаила Добкина, или имеющего репутацию интригана и «серого кардинала» Сергея Левочкина. И этому блоку дали пройти в Верховную Раду, где Юрий Анатольевич возглавил третью по количеству «штыков» фракцию. Сегодня он является одним из главных лоббистов российских нефтегазовых компаний на украинском рынке, в частности ТНК, с руководством которой он подружился еще во время работы в Лисичанске. Не смотря на войну, он дает интервью российским каналам в которых комментирует события в Украине и рассуждает о войне на Востоке Украины и будущем нашей страны. На телеканале «Россия» его считают экспертом.

Клан Бойко

У Юрия Анатольевича подрастают дети. Его сын Анатолий владеет фирмой «Сеттлер», которая занимается ландшафтным дизайном. Но больше он известен, как владелец огромной усадьбы в садовом товариществе «Бобер», которое находится на берегу Днепра, на дамбе Киевского водохранилища. Эти земли были приватизированы уже при Петре Порошенко. Соседи по даче у сына Бойко такие же мажорные, как и он. Тут и бывшая жена бывшего губернатора Киевщины Анатолия Присяжнюка, и дети бывшего замруководителя «Нафтогаза», и сын экс-главы того же «Нафтогаза» Николая Бакулина. Еще у Юрия Бойко есть зять, Сергей Горовой. Сейчас он работает председателем правления «Киевгаза». Но раньше, в середине 90-х он был простым «братком» по кличке Гарик в бригаде известного Князя, который в те годы держал Подольский район Киева. Затем, когда времена дикого капитализма закончились, его потянуло в гламур. Он стал издателем журнала «L’Officiel-Украина», правда наклонностям своим не изменял, пытался с помощью рейдерства «подмять» под себя другое гламурное издание XXL. Видимо, на одной из гламурных туссовок он и познакомился с дочкой Бойко. А потом уже стать руководителем «Кивегаза» было делом техники. Как мы видим, своих бандитских привычек он не бросил, судя по угорозам журналистке Бердинских, о которых мы писали в начале этой статьи. Остальные дети Юрия Анатольевича пока подрастают, но можно себе только представить, чего украинцам ждать от них.

Журнал Forbes оценивает состояние Юрия Бойко в 540 миллионов долларов, что не плохо для чиновника, который якобы не занимается бизнесом по крайней мере последние четырнадцать лет. С его оппозиционного поста очень легко критиковать власть, тем не менее зачастую его блок голосует именно так, как надо Петру Порошенко. При этом он снял с себя ответственность за все, происходящее в стране, даже за голосование по Яценюку. «Вы (коалиция) его наняли, вы его и снимайте», – заявил он. Что же, при такой позиции и учитывая падающий рейтинг доверия к правительству и Верховной раде, его «регионалы» из Оппозиционного блока вполне могут рассчитывать на скорый реванш.