В Нацбанк и остальные финансовые регуляторы Украины ежегодно поступает около 76 тысяч жалоб от потребителей финуслуг. Однако, у профильных госведомств нет полномочий на решение споров между клиентами и банками.
Об этом агентству "РБК-Украина" сообщила глава направления защиты прав потребителей "Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года" эксперт Юлия Витка.
Полномочия НБУ в решении таких тяжб ограничены до посредничества, причем только досудебного. Регулятор рассмотрит жалобу клиента банка, свяжется с соответствующим банком, получит ответ и перешлет его потребителю.
Если потребителя не устроит разъяснение банка, НБУ посоветует ему обратиться в суд и "умоет руки".
Суд, даже взявшись за дело, не сможет повлиять на банк-ответчик, так как в законодательстве Украине "отсутствуют составы нарушений прав потребителей финансовых услуг". Это значит, что не ясно какие санкции применять к банкам-нарушителям и кто их должен применять, рассказывает Юлия Витка.
Пенсионеры получат индивидуальные доплаты до Нового года: кому сколько начислят
Важные изменения в субсидиях на 2025 год
Касается всех получателей пенсий: украинцам дали 30 дней на явку в ПФУ
Наконец-то хватит на коммуналку: пенсию будут считать по новой формуле, на сколько увеличатся выплаты
Читайте также: Руководство "Дельта Банка" вошло в преступный сговор с НБУ
"У нас нет органов, в ответственность которых входило бы применение мер за нарушения такого рода. В странах Европы они есть, там до судов мало дел доходит", - поясняет эксперт.
В случае же, если в Украине все же примут Закон №2456-д " о защите прав потребителей финансовых услуг", штрафы за нарушение этих прав на банки будут уполномочены налагать НБУ, Нацкомиссия по ценным бумагам и Нацкомфинуслуг.
Кроме того, у граждан Украины наконец-то появится возможность обратиться за юридической помощью к финансовому омбудсмену, который будет "своего рода аналогом суда", отмечает эксперт.
Как известно, 31 марта сего года народные депутаты приняли Закон №2456-д в первом чтении и за основу и теперь готовят его ко второму чтению.
Если закон будет принят, то гражданские права физлиц-потребителей впервые в истории страны юридически "перевесят" условия договоров о предоставлении финуслуг.
Читайте также: Банки перестали кредитовать молодые семьи
Согласно закону, в случае возникновения неоднозначного трактования прав и обязанностей сторон по договору с участием физлица-потребителя, они будут трактованы в пользу потребителя.
Так, к примеру, за не предоставление клиенту банка необходимой информации об услуге, или изменение ее условий без согласия потребителя станет наказуемым для Банков промыслом.
На фоне таких обстоятельств Верховная Рада готовит Закон №2456-д ко второму чтению. Согласно докладу замглавы Комитета по вопросам финполитики и банковской деятельности Руслана Демчака, Закон был доработан.
Среди прочего, из документа убрали нормы, уже урегулированные Гражданским кодексом, а также нормы "о подаче исков в интересах неопределенного круга лиц".