От простых картонных ящиков – до смарт-боксов и дизайнерской упаковки haute couture: с бурным развитием e-commerce и сегмента почтовых отправлений одну из ключевых ролей в торговле начал играть «одежду» для продуктов. Поэтому неудивительно, что за последние несколько лет производство упаковочных материалов пережило настоящий «бум», а конструкторские решения и внешний вид тары продолжают стремительно эволюционировать..

Как дизайн и качество тары влияет на позиционирование брендов? Почему удачная упаковка способна не только увеличить объем продаж, но и оптимизировать затраты в сфере онлайн-торговли? Но какие новации на этом рынке будут предлагать производители упаковки в 2024 году? Рассказал заместитель директора департамента продаж картона и упаковки Киевского картонно-бумажного комбината Андрей Ребро.

Это предприятие, мощности которого сконцентрированы в столичном регионе, в г. Обухов, является составной частью австрийского холдинга Pulp Mill Holding GmbH и одним из крупнейших восточноевропейских производителей картонно-бумажной продукции, упаковочных решений и санитарно-гигиенических товаров.

Итак, почему в современном мире упаковка превратилась из второстепенного фактора в ключевой фактор успеха в сфере e-commerce?

Популярные статьи сейчас

Масштабное мартовское повышение пенсий: 2300 получат не все

Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам

Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно

Украинцам выплатят по 4 500 гривен: кому посчастливится получить помощь

Показать еще

Упаковка играет одну из важнейших ролей в онлайн-продажах. Сейчас производителю недостаточно просто сделать продукт и создать интернет-магазин для его реализации, ведь товар еще нужно доставить целым и невредимым к конечному потребителю. Так что качественная тара всегда была важным фактором в коммерции.

Ведь, как оказалось, при равных условиях (примерно одинаковые цены, качество, ассортимент продукции), единственное поле, на котором продавцы способны конкурировать – это упаковка, ее брендирование, конструкция, дизайн. То есть, конечный успех зависит именно от удобства, безопасности, своевременности доставки товара.

Украина сейчас только начинает внедрять упаковочные тренды, уже несколько лет определяющие развитие рынка в Европе. Долгое время в нашей стране поставщики не имели никакой альтернативы обычным картонным ящикам, которые перед транспортировкой заклеивали скотчем. К такой таре привыкли, и спроса на новации до недавнего времени не существовало, поскольку ни продавцы, ни почтовые операторы даже не осознавали эту потребность.

Тем не менее, кажущаяся экономия на упаковке на самом деле оборачивалась для коммерсантов существенным процентом потерь продукции (например, бой стеклянных бутылок с алкогольными напитками), дополнительными затратами на защитные материалы и вкладыши, образованием большого количества отходов и, наконец, недовольными покупателями.

Как оптимизация упаковки помогает повысить конверсию онлайн-торговли и минимизировать время обработки заказов?

В мире в последние годы активно внедрялись новации, направленные на сбережения материала – как основного, который используется непосредственно в изготовлении упаковки, так и вспомогательного, применяемого для защиты при транспортировке. Эту проблему решали с позиции уменьшения как экономических издержек, так и вреда для природы.

В e-commerce выделяют несколько ключевых сегментов – это одежда, электроника, книги, парфюмерия и бытовая химия, продукты питания, алкоголь. И для каждой из этих групп товаров применяют специальную, адаптированную под нее упаковку. При этом в цивилизованном мире максимально отходят от использования полимерной пленки и скотча в пользу экологических материалов – картона и гофрокартона, а также отрывных лент и клея постоянной липкости.

Такое изменение конструкции позволяет не только минимизировать негативное влияние на окружающую среду, снизить на 99% потери хрупкого груза при транспортировке, но и сократить затраты на обратную отправку товаров без дополнительных неудобств и затрат. В нашей практике подобные решения уже успешно реализованы для компаний Новая почта, Meest Почта, ООО РУШ (ТМ EVA), ООО Выгодная покупка (ТМ АВРОРА) и т.д.

Может ли упаковка повысить возможности интернет-торговца без увеличения операционных расходов?

Конечно. Важный момент, сформировавший современные европейские тренды в изготовлении тары – уменьшение затрат времени и человеческого ресурса на упаковку. Пандемия коронавируса привела к «буму» электронной коммерции, количество заказов существенно возросло, и возник дефицит сотрудников для их обслуживания. Поэтому на первый план вышел вопрос повышения эффективности операционных процессов.

Например, в онлайн-магазине Exist.Ua после внедрения предлагаемой нами упаковки в формате commerce box, способность обработки заказов увеличилась вдвое. Это позволило компании отказаться от привлечения дополнительного персонала и повысить эффективность работы.

Может ли упаковка трансформироваться в рекламную площадь без дополнительных затрат и повысить эффективность кросс-продаж?

Да, внешняя упаковка любого товара – это фактически готовый монитор для позиционирования брендов и донесения информации. Например, «Новая почта» для поддержки ВСУ разместила на своих боксах лозунг «Упакуй небо». Таким образом, доля средств от каждой упаковки для транспортировки товаров из этой серии уходила на закупку дронов для армии.

Аналогично может быть размещена реклама любой продукции или изготовителя. Таким образом, подобный кросс-сейл позволяет почтовому оператору получить дополнительный доход, не увеличивая маркетинговый бюджет ни на гривну.

Как упаковка влияет на ценность товара для конечного потребителя и помогает избежать повреждений при транспортировке?

Еще один популярный мировой тренд – ориентация на удобство клиента на каждом этапе, начиная от упаковки до распаковки продукта. Ведь в электронной коммерции все затраты в итоге ложатся именно на конечного потребителя, и, как доказывает практика, он готов платить больше, если будет полностью удовлетворен совершенным процессом покупки. То есть когда товар прибыл своевременно, в целостности, полной комплектации и, что важно, в удобной и хорошей упаковке.

Примечательно, что в Украине развитие e-commerce началось с продаж электронных гаджетов. И долгое время именно этот сегмент оставался №1 – только недавно его начала вытеснять с первых позиций продукция для детей, одежда, бытовая химия, косметика и т.д. Часто такие товары покупались клиентами не для себя, а на подарки.

Но компании-продавцы, в лучшем случае, вкладывали их в дополнительную внешнюю коробку, в большинстве своем – отправляли заказчику в «родной» упаковке, которая никак не была приспособлена к жестким условиям сортировки и перевозки почтовыми операторами. В большинстве случаев их просто вращали черной полимерной пленкой и скотчем. Вероятность повреждения такой упаковки достигала 50%. Безусловно, применение commerce box привело эти риски к минимуму и снизило потенциальное количество рекламаций.

Как выбрать упаковку для продуктов, которые могут получить повреждения? Какие новации и специализированные решения для определенных видов товаров?

Самый распространенный в мире вид упаковки товаров, приобретенных через интернет – это упаковка, которая называется easy box. Такой формат позволяет быстро собрать тару за счет самосборного дна с фиксацией от постороннего доступа и запечатать ее с помощью клейкой полоски PSA. Чтобы открыть такую ​​упаковку, используется отрывная лента Tear tape.

Однако в сегменте продажи алкогольных напитков из-за разнообразия форм стеклянной тары возникли запросы на разработку более индивидуальных решений. Поэтому Киевский УПК выделил несколько оптимальных типов упаковки – для винных бутылок, игристого, любых других напитков.

А для случаев, когда речь идет о нетривиальной форме, или когда покупатель заказывает сразу две или три бутылки разных напитков, конструкторы ККПК предлагают уже хорошо зарекомендовавшую себя в мировой практике разработку. Это – универсальное упаковочное решение, гарантирующее, что любой набор бутылок дойдет до потребителя целым и невредимым. И есть еще один чисто рациональный аргумент в пользу этой упаковки: если рассматривать эти заказы как отдельные свертки, разница в цене нивелируется. Таким образом, данная новация оказывается выгодной для обеих сторон, как ни крути.

Аналогичным образом, на комбинате был разработан и общий формат контейнера для пива, одинаково пригодный для жестяных банок разной формы и объема.

Причем, внутреннюю капсулу такого бокса средствами современной полиграфии можно сделать цветной, нанести на нее логотип производителя, надписи и т.д. Пока это – последнее веяние упаковочной «моды», которое только достается Украине, но уже получило популярность в мире.

Следует отметить, что новые конструкторские идеи от Киевского УПК не ограничиваются тарой для напитков. В частности, мы были разработаны и успешно внедрены упаковочные решения для отправки книг, приобретенных в интернет-магазинах.

Хорошая упаковка повышает эффективность рекламной кампании и создает эффект wow' для клиентов, не правда ли?

Действительно, упаковка оказывает влияние на восприятие товара и продавца. Согласитесь, получив достаточно ценную отправку (например, телефон за 15-20 тыс. грн) в черном полиэтилене, покупатель понимает: магазин экономит на собственных клиентах. И наоборот, если продукт поступает упакованным удобно и красиво, формируется чувство уважения и доверия к бренду, по настоящему ценящему своих потребителей. На волне положительных эмоций у покупателя возникает желание совершить повторный заказ.

Это несколько «вирусное» явление. Когда один онлайн-сервис начинает использовать хорошую, брендированную упаковку, и она вызывает у клиентов своеобразный вау-эффект, его начинают подражать конкуренты. В свою очередь, производители могут делать скидки для таких интернет-магазинов, увидев, что качество упаковки соответствует ценностям их брендов.

Более того, надежность упаковки и лояльность к бренду косвенно влияет и на выбор способа оплаты товара. Если покупатель уверен, что получит заказ вовремя и без повреждений, он может быть более склонен производить предоплату продукции. Что, безусловно, выгодно поставщику. Однако реальный эффект этого фактора можно будет оценить, когда использование нового формата упаковки станет массовым явлением. Пока мы к этому готовы.

Есть мнение, что развитие упаковки для онлайн-торговли, особенно на фоне войны, пока неактуально. Как вы думаете, необходимы ли новации в гофроупаковке в этом направлении?

Бесспорно. Сегодня представители отечественного бизнеса только начинают отдавать себе отчет, что упаковка нового поколения в сфере e-commerce несет на себе много дополнительных функций и является выгодным решением для всех сторон – производителя, ритейлера, транспортной компании и адресата. Однако, безусловно, именно в этом направлении – будущее картонно-бумажной индустрии.