В марте 2020 года детские сады и школы закрыли на неопределенный срок из-за эпидемии коронавируса, и дети "ушли" на дистанционное обучение. В результате тысячи ребят с расстройством аутистического спектра (РАС) остались наедине с проблемой – невозможностью получать знания и учиться социальным навыкам в подходящей форме.
Почему так вышло и как дети с особыми потребностями на самом деле пережили карантин Знай.ua рассказала директор сада для детей с особенностями развития "Дитина з майбутнім" Наталья Стручек.
"Для детей с аутизмом и их родителей такие "каникулы" стали серьезным испытанием, - отметила Стручек. - Стресс, скачок тревожности, частые истерики, регресс в знаниях и социальных навыках – лишь малая часть проблем, к которым привел перерыв в обучении. Связано это с особенностями восприятия детей с РАС – им трудно даются перемены. Плюс навыки взаимодействия с другими детьми не развиваются дистанционно и вне коллектива, а уже освоенные быстро забываются".
Психологические особенности детей с аутизмом
Как рассказала директор сада, малейшее изменение привычного вызывает стресс у ребенка с РАС. Новое блюдо или игрушка, странный запах или футболка с оригинальным принтом настораживают, но чаще ребенок с аутизмом отвергает "нововведение".
Пенсия вырастет почти на 1000 грн: кто может надеяться на повышение
Подростки изуродовали женщину и сбросили ее со скалы: самого старшего преступника казнили с помощью пыток
Проверки от газовиков вышли на новый уровень: украинцам рассказали про документ, который нужно подписать
Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно
Негативная реакция на изменения усугубляется с возрастом – чем дольше аутист живет по привычному графику и правилам, тем сильнее реагирует на изменения. Поэтому у малышей младшего дошкольного возраста родители не отмечают кардинальных эмоциональных и поведенческих изменений, ведь дети не успели привыкнуть к саду и сверстникам.
Старшим дошкольникам и школьникам повезло намного меньше, ведь карантин разрушил привычную жизнь. Если раньше ребенок с РАС четко знал последовательность действий и распорядок дня, то сейчас в голове воцарился хаос, пугающий и непривычный. Состояние ребенка с аутизмом похоже на чувство паники взрослого человека, который в один миг потерял работу, крышу над головой и семью. И как такое выдержать?
Такой стресс вылился в букет психологических реакций: одни дети проявляют агрессию и непослушание, другие – систематически устраивают родителям истерики на ровном месте или замыкаются в себе еще больше, а у части детей с аутизмом отмечаются нарушения сна и аппетита. Высшей степенью реакции на подобный стресс стал регресс закрепленных поведенческих паттернов – дети в домашних условиях перестали реагировать на вещи адекватным образом, сведя на нет усилия по научению.
Дистанционное обучение не решает главную задачу детей с РАС
Чтобы привыкнуть к новой среде, научиться общаться с одногодками, реагировать и следовать указаниям педагога, ребенку с РАС нужно намного больше времени, чем нейротипичному. Каждый навык долго оттачивается, на освоение знаний уходят месяцы. Но о главной задаче школы или сада для детей с аутизмом – социализации – пришлось на время забыть.
И вот почему.
-
Даже если родители усадят ребенка перед экраном монитора, толку будет мало – вести диалог с ребенком, который, например, не разговаривает – не под силу даже лучшему в мире учителю. Дети с РАС не учатся социальным навыкам из видео, книг или рассказов взрослых. Результат дает только систематическое включение в детский социум и обучение с учетом инклюзивных особенностей каждого.
-
В условиях жесткого карантина учителями и тьюторами стали родители, которые нуждались в знаниях и методах обучения детей. Так, педагоги и администрация детсада "Дитина з майбутнім" несколько месяцев жесткого карантина ежедневно поддерживали связь с родителями – каждый получал рекомендации по развитию детей дома. Также желающие участвовали в вебинарах, лекциях, читали тематические статьи экспертов – информация в свободном доступе на сайте учреждения.
Наталья Стручек заявила, что такой подход дал результат: "Родители самостоятельно занимались с детьми и несколько месяцев перерыва в занятиях не привели к сильному регрессу у малышей. Но над восстановлением академических и социальных навыков у старших ребят придется потрудиться".
Даже после открытия детсадов из-за санитарно-эпидемиологических ограничений невозможно обеспечить образовательные потребности ребенка с аутизмом полностью – количество мест в группах ограничили, а родители из-за карантина и сами стараются не водить малышей в садики.
-
Дистанционное обучение удалось в основном частным школам с технической базой, специальными навыками педагогов и поддержкой родителей. У многих украинских учителей в государственных учебных заведениях даже нет смартфонов, не говоря уже о компьютерах и умении пользоваться интернетом. Поэтому одним достались занятия онлайн на образовательных платформах, другим детям с РАС пришлось учить уроки с родителями, бабушками и дедушками. Также были случаи, когда педагоги не отвечали на звонки и сообщения, не предоставляли никакой информации родителям. Последнее привело к тому, что часть детей с РАС забыла то, что знала до карантина. Некоторые родители зафиксировали улучшения в занятиях на дистанционном обучении, но таких случаев не много.
Фактор изоляции
Пережить стресс из-за карантинных ограничений оказалось непросто. Сидеть в 4-х стенах всей семьей трудно психологически, ведь никто не может побыть наедине с собой и отдохнуть. Даже самым общительным, жизнерадостным и коммуникабельным родителям нужна "переменка". К тому же, некоторым мамам и папам до сих пор приходится работать удаленно по очереди на одном компьютере. Или переживать расстройство из-за увольнения, ведь нужно кормить семью.
Раздражение и усталость накапливаются, что приводит к эмоциональному выгоранию и истощению. В подобном состоянии сложно организовать "домашнюю инклюзию" для ребенка даже самым любящим родителям – нервов и сил не хватает физически. Поэтому рекомендации педагогов и занятия откладываются на потом или не реализовываются вовсе. Наталья Стручек отметила: "Никого нельзя осуждать. Родители оказались в условиях, когда дети дома, а работа никуда не делась – сил и времени на развитие крайне мало. Каждый делает, что может, и никто из нас не спрогнозирует собственное поведение в подобной ситуации".
Сегодня детсады открыты, а в МОН и МОЗ уверяют, что и школы встретят учеников 1-го сентября. Но главные принципы обучения детей с аутизмом уже нарушены – регулярность занятий и инклюзивный подход. Если нейротипичным детям придется вспоминать программу, то многим детям с РАС нужно будет учить таблицу умножения и имя соседа по парте заново.
Напомним, ранее сообщалось, что Кабмин определил, сколько детей с особыми потребностями будут принимать в садики.
Также Знай.ua писал, что английские ученые совершили новое открытие об особенностях людей с аутизмом.
Кроме этого, читайте о самых расхожих мифах об аутизме у детей.