Вселенский Патриархат готов дать томос об автокефалии только в руки своему ставленнику. Во избежание эксцессов Патриарха Филарета заставили не присутствовать на Объединительном Соборе.

Рассказывая о приезде 15 ноября в Киев митрополита Галльского Эммануила, сайт "ТСН" приводит множество подробностей о ходе подготовки к объединительному Собору, на котором будет председательствовать митрополит Эммануил, а также о позициях участников этого процесса. При этом для тех, кто разделяет стремление нашей церкви к независимости, многое из этого представляется весьма тревожным.

В частности, в новости говорилось о том, что Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет выразил письменное согласие на требования Патриарха Вафроломея не участвовать в выборах главы Украинской Православной Церкви. И это действительно так. Однако источники издания умолчали о том, что в своем ответном письме глава УПЦ КП оговаривал условия снятия своей кандидатуры, а именно: сохранение за собой статуса почетного Патриарха, председательство в Синоде новой Церкви и выдвижение единого кандидата от Киевского Патриархата – митрополита Епифания (Думенко).

Патриарх Филарет неоднократно заявлял, что не видит других кандидатов, которые были бы в состоянии довести вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви до конца. Именно поэтому он выдвинул свою кандидатуру на пост её Предстоятеля, предлагал Единой поместной церкви взять за основу устройство и устав УПЦ КП. С этим спорили, говорили, что Его Святейшество слишком держится за патриарший статус… А теперь, когда ни одно из пожеланий Патриарха Киевского не выполнено, мы можем увидеть, какой будет наша Церковь без своего Патриарха.

Популярные статьи сейчас

Кто из украинцев останется без льгот в 2024 году

За просроченные коммунальные платежки могут забрать половину пенсии: как еще накажут должников

Изменение цены на электроэнергию: в НКРЭКУ сделали заявление для потребителей

Показатели счетчика уже не аргумент: украинцев заставляют платить за свет больше, чем "накрутили"

Показать еще

Вторая в православном мире по количеству верующих, Украинская Церковь станет зависимой архиепископией, наподобие малочисленной Православной церкви Чешских земель и Словакии. Она будет жить не по своему уставу, а по тому, что подготовят ей эксперты Константинополя. Томос будет содержать ряд ограничений и по-прежнему не обеспечит нам всей полноты прав, присущих автокефальной церкви.

Так, дарование Константинополем Томоса об автокефалии Православной церкви Чешских земель и Словакии не мешает Вселенскому Патриарху назначать и снимать её предстоятелей, устраивать им публичные выволочки и вмешиваться во внутренние дела этой церкви.

Пример Чешской церкви также показывает, что тот же устав, который без особых обсуждений примут под чутким руководством греческого председателя Собора – митрополита Галльского Эммануила,– это не временный документ, который позволит начать «все с чистого листа». Это – навсегда.

При всем желании наши епископы не смогут внести в него никаких поправок, если на то не будет воли Фанара. Единую поместную украинскую православную церковь лишат её имени и назовут «Православной Церковью в Украине». Предстоятелем станет не знакомый православным украинцам иерарх, а присланный Фанаром «нейтральный» и «пользующийся всеобщим доверием» архиерей – то есть полностью контролируемая Константинополем фигура.

Не важно, кто из ставленников Вселенской Патриархии займет этот пост, архиепископ Тельмисский Иов (Геча) или архиепископ Памфильский Даниил (Зелинский). Задачей марионеточного предстоятеля станет не упрочить единство украинской поместной церкви, а закрепить контроль Фанара над новой территорией, а также получить от государства миллионное финансирование и более 20 ставропигий, то есть те объекты недвижимости, которые были так легко обещаны Константинополю нашим Гарантом.

В Константинополе совершенно правильно рассудили, что с этой задачей справится только ставленник Фанара. Тем более, что договоренности с Президентом Порошенко – преимущественно личные, и во избежание сюрпризов надо успеть принять имущество до марта 2019 года.

Учитывая финансовое положение Вселенского Патриархата, пропажу десятков миллионов долларов в Американской архиепископии, приход Константинополя в Украину оказался как нельзя кстати.

В этом отношении обещание Порошенко передать в пользование Вселенского патриархата наши исторические и культурные памятники представляется большой услугой Фанару. Та же Киево-Печерская Лавра, например, тоже была ставропигией.

С другой стороны, раз уж возвращение ставропигий – одно из прописанных в томосе условий, не вернуть какую-либо из них – значит дать Фанару повод для отмены автокефалии.

Конечно, выгнать из Лавр московских попов – надо, и уже давно. Но что же получается, для Киевского Патриархата нельзя, а для Вселенского – можно? Или нашего гаранта больше заботят не тысячи агентов ФСБ в рясах, а собственная победа на выборах?

Наконец, справедливо ли, что украинские церкви должны идти на бесконечные и односторонние уступки?

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины сознательно пожертвовал собой ради мира в Украинской Церкви: согласился отказаться от своего официального титула Патриарха и прежнего статуса УПЦ КП, а также от права возглавить Объединительный Собор. Без него не было бы ни автокефалии, ни самого Собора. Но никто не оценил его жертв. Наоборот, сейчас Администрация Порошенко твердо решила не пустить Киевского Патриарха даже на порог зала заседаний.

На Патриарха Филарета, который столько сделал для создания и развития нашей церкви ополчились все: и Фанар, и Банковая, и даже американское посольство. Главу УПЦ КП ставят перед выбором: или он добровольно уйдет «на почетную пенсию» или его выгонят под свист негодования СМИ, с полным позором и безо всякого статуса, вплоть до отказа в признании его каноничности. Все их предложения – это, по сути, угрозы. Вся их благодарность – оскорбления. Весь выбор, который они дают – путь на Гологофу.

Какой бы выбор Киевский Патриарх ни сделал в таких условиях – его можно понять. Всем нам предстоит ответить на свои нелегкие вопросы. Чего может ожидать народ от новой Церкви, если первым своим Собором она готова списать в утиль своего основоположника? Какое единство мы покажем гундяевскому епископату в Украине? И чем тогда Константинопольская Церковь-Мать для нас лучше, чем Московская мачеха?

По патриотическим силам Майдана нанесли еще один удар. На этот раз ранили саму душу народного движения за единую и независимую европейскую Украину. Чья в этом вина? Политиков, константинопольского патриарха, западных друзей? Они веками преследовали лишь свои интересы. Глупо ждать от них иного. Больнее всего осознавать то, что Киевского Патриарха предало наше духовенство. Ведь, как говорят, подобные договорённости об отстранении Первоиерарха невозможны без согласия его ближайшего окружения.

Неужели ни в ком из епископата УПЦ КП не проснётся голос совести?