Замять дела помог Глава Госавиаслужбы Александр Бильчук: в указанной фирме трудится его младший брат Сергей, пишет Хайзер. Но авиакатастрофы – это только видимая часть айсберга большой коррупционной схемы, позволяющей существовать в Украине рынку теневой малой авиации.

Два трупа и ни одного виновного

26 мая 2017 года легкомоторный Cessna-172M упал на частный дом и загорелся. Хозяева дома не пострадали. А 36-летний пилот Богдан Хмара сгорел заживо. Причина аварии - техническая неисправность заднего узла авиадвигателя.

Спустя несколько дней – 30 мая 2017 года - после взлета с «Пивцов» упал самолет AEROPRAKT А22-L2 UR-VCA . 34-летнему пилоту Сергею Босенко оторвало голову и обе руки. Причина аварии, как выяснилось в ходе экспертизы, также техническая неисправность, но, на этот раз - неподача авиационного топлива в авиадвигатель.

О том, что AEROPRAKT разбился и погиб человек, СМИ так и не узнали. Эта информация обнародуется впервые.

Популярные статьи сейчас

Украинцам разрешили не платить за коммунальные услуги: когда счета можно "заморозить"

Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование

Украинцам приготовили новые выплаты: кто будет получать 4500 грн ежемесячно

Украинцев предупредили о трех месяцах без пенсии: у кого будут проблемы с ПФУ

Показать еще

Как выяснилось в ходе расследования уголовных дел № 42017271210000075 и № 12058722356000211 по ч.3 ст. 281 УК Украины (нарушение правил безопасности полетов, повлекшее гибель людей) оба самолета принадлежали ООО «Черниговская высшая авиационная школа», которая арендует ангар (1250 кв.м.) и 500 метров взлетной полосы у ООО «Аэропорт «Чернигов-1» (директор Юрий Сидоров).

Один из самолетов – Cessna-172M UR-WTA (двигатель Lycoming O-360-A1A, заводской номер L-21501-36A) - был куплен за месяц до катастрофы: школа хвасталась им на своем сайте. Об аварии она, естественно, умолчала. И не только из страха испортить имидж: полет от 26 мая был «теневым» - заявку в Украэрорух авиашкола не подавала.

В день второй аварии – 30 мая 2017 года на сайте авиашколы появилась радостная весть, о новом приобретении: «невзирая на массу преград, мы таки получили все документы и теперь можем выполнять учебные полеты на самолете типа Piper PA34-200T Seneca II. Надеемся, он полюбится курсантам нашей летной школы, и станет второй ступенькой, после самолета Cessna 172».

Но, по словам экспертов, «новый» приобретенный самолет - по сути, еще один «летающий хлам».

Как правило, в ситуациях с авиакатастрофами из-за неисправностей уголовную ответственность несет руководитель подразделения техобслуживания самолетов.
Эту должность в «Черниговской высшей авиационной школе» занимает 35-летний Серей Бильчук – младший брат главы Госавиаслужбы Александра Бильчука.

Поэтому, назначенная в ходе следствия по катастрофе 26 мая «перевірка дотримання регламенту технічного обслуговування повітряних суден у «Чернігівській вищій авіаційній школі», за результатами якої буде вирішено питання винуватості посадових осіб її підрозділу з технічного обслуговування з кваліфікацією за ч.2 ст. 367 КК України (службова недбалість, що спричинила тяжкі наслідки)» ничем не закончилась.

На официальном сайте Национального бюро по расследованиям авиакатастроф также ни слова не сказано об аварии 30.05.2017.

Хотя в материалах уголовного дела содержатся выводы комиссии Нацбюро о том, что «причиною катастрофи стало недотримання вимог діючих експлуатаційних документів стосовно технічної підготовки літака та його систем до вильоту, що привело до самовимкнення двигуна в повітрі по причині не постачання пального до двигуна через забиття дренажного трубопроводу (через герметично закупорену личинками комах трубку дренажу бака, тобто сполучення з атмосферою не було, що унеможливило живлення двигуна паливом завдяки виникненню вакууму в надпаливному просторі баку. При таких обставинах паливний насос не в змозі подавати пальне у двигун)».

Также не была найдена табличка с заводским номером, а погибший пилот, как и в первом случае, не выходил на связь с Украэрорухом. Начатое уголовное производство на сегодня закрыто.

А вот по катастрофе от 26.05.2017 дело пока закрыть не удалось: кроме сгоревшего пилота, есть разрушенный жилой дом и его пострадавшие жильцы – 72-летняя Тамара Боровик и 55-летний Игорь Поплавский. Поэтому дело приостановлено. Проведение экспертиз затягивается.

Несмотря на жертвы, Сергей Бильчук абсолютно уверен, что ни по прошлогодним эпизодам, ни по другим, о которых мы расскажем ниже, он в тюрьму не пойдет. Высокопоставленный брат прикроет. Как он уже неоднократно делал раньше, когда Сергей, на то время его подчиненный в Госавиаслужбе, подписывал документы о технической исправности самолетов... в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Решалово по-братски

Александр и Сергей Бильчуки закончили факультет технической эксплуатации воздушных суден в университете гражданской авиации с разницей в пять лет. Сергея устроили инженером по техобеспечению самолетов в департамент летной пригодности Госавиаслужбы (ГАС), где уже трудился Александр.

Сотрудники отмечают, что у братьев, несмотря на внешнюю схожесть, есть одно существенное отличие: Александр любит деньги, а Сергей – выпить. И не только. С мая по сентябрь 2008 года он проходил лечение от наркомании в медицинском центре «Василенко». Поэтому, когда, с приходом к власти донецких, у Александра Бильчука наметился карьерный взлет, брата удалили из ведомства, чтобы не начудил.

В 2011-ом Бильчук-старший возглавил коррупционно привлекательный Департамент летной годности, а младший был пристроен руководить подразделением техобслуживания воздушных судов в ООО «Черниговская высшая авиационная школа» (ЧВАШ).

Черниговской эта фирма является весьма условно. С областным центром ее связывает лишь тренировочная база и ангар для хранения самолетов на аэродроме «Пивцы». Офис находится в центре Киева – в Лаврском переулке: в 15 минутах езды от здания Госавиаслужбы, которую возглавляет Александр Бильчук. А запасная «точка», где проводятся все встречи и переговоры - аэродром «Антонов-2» в Гостомеле.

Подготовка пилотов-любителей и эксплуатация самолетов (сами видите какая!) - только часть бизнеса ЧВАШ. И не самая доходная. Выводя из-под ответственности виновников смертельных аварий в Чернигове, Александр Бильчук на самом деле сохранял коррупционную прокладку между ним и заинтересованным бизнесом, в которую авиашкола превратилась, благодаря тандему двух братьев.

На сайте ЧВАШ недвусмысленно намекается: «Наша организация предоставляет полный спектр услуг по управлению поддержанием летной годности ВС, сочетая доступные цены и избавление наших клиентов от административной и управляющей нагрузки».

Еще стоит обратить внимание на фразу о том, что черниговские авиаторы имеют «большой опыт в вопросе покупки/продажи воздушных судов, а также в вопросах постановки воздушных судов в реестр гражданских воздушных судов Украины и получении летной годности на воздушные суда».

За изящной словесностью скрывается соблазнительное коммерческое предложение: завезем и легализуем любой авиахлам, соберем из запчастей самолет недорого, договоримся, что Госавиаслужба закроет на все это глаза. Сказанное особенно любопытно в контексте существования в Украине «теневой» авиации и секретных аэродромов. Причем, в таких масштабах, которые не снились наркокартелям Латинской Америки.

«Фестиваль» теневой авиации

В 2015 году (за два года до трагедий в Пивцах), в Черниговской области и на Закарпатье произошли похожие авиакатастрофы с самолетами-призраками, которых не существовало по документам.

17 июля 2015 года возле села Кобыжча Бобровицкого района Черниговской области на кукурузные поля агрофирмы «Земля і воля» упал самолет Х-32 «Бекас» без регистрационных знаков, не внесенный в Госреестр гражданских воздушный суден Украины. Причиной аварии стал обрыв лопатки авиадвигателя. Тело 51-летнего пилота Владимира Семиренко было разорвано на куски и разбросано в радиусе 30 метров.

Согласно выводам бюро по расследованиям авиакатастроф «безпосередньою причиною катастрофи літака Х-32, стало руйнування нижнього вузла кріплення переднього підкосу правого крила, що призвело до відриву правого крила в повітрі».

Экспериза показала, что самолет собрали из старых запчастей («встановлення на літак під час його виготовлення та ремонтів контрафактних та саморобних вузлів конструкції.... не однакове з’єднання болтами місць кріплення підкосів...»), а сам он был ржавый («у місці розриву має сліди корозії»).

Мастеров, осуществивших подпольный ремонт, в ходе расследования уголовного дела № 12025278745000643, не нашли. Да и дело вскоре закрыли, списав все грехи на покойного пилота, у которого к тому же не было летного удостоверения.

Хотя истина была рядом: незарегистрированный «Бекас» стартовал в 06:55 с аэродрома... «Пивцы», а его фатальный ремонт и обслуживание осуществлялись, по словам очевидцев, в «Черниговской высшей авиационной школе» у Бильчука-младшего.

Спустя ровно два месяца - 17 сентября 2015 года на востоке Словакии из-за технической неисправности упал украинский самолет «Шмель» с грузом контрабандных сигарет. Мертвого пилота привез в больницу его старший брат – житель Закарпатья. По техническому состоянию закарпатский «Шмель» был сродни черниговскому «Бекасу».

Почему Бильчук защищает брата понятно. А вот почему покрывает приграничные инциденты и аварии? Вопрос мог бы оказаться не таким риторическим, если бы следственные органы и эксперты догадались/ захотели проверить: не побывал ли и «Шмель» в ремонтных ангарах ЧВАШ, как его брат по несчастью «Бекас»?

Что может связывать брата главы Госавиаслужбы с ржавыми «авиагробами» и нелегальными самолетами? Ответ на этот вопрос был найден случайно, когда автор мониторил Google по данной тематике — это емкость отечественного рынка теневой авиации! Как утверждают польские журналисты в статье «Авиацией в Украине руководит агент ФСБ?», число малых самолетов в Украине может достигать 1,5 тыс. штук, включая самодельные. Притом, что в государственный реестр внесено только 450 из них, а документы для полетов имеют лишь 315 самолетов.

Легальных вертолетов еще меньше. В реестре записаны 130 вертолетов Ми-2, а законно летают не больше 30 из них.

Более того, в Госпогранслужбе признают, что вдоль западной границы Украины размещена сеть секретных аэродромов, откуда взлетают самолеты без регистрации: перевозят мигрантов или сбрасывают сигареты в Польше, Словакии, Румынии, Венгрии.

Какой процент теневой авиации проходит через ремонтные мастерские фирмы младшего брата главы Госавиаслужбы, а сколько «подпольщиков» воспользовались услугами «договорняка» с Государственной авиационной службой, может установить лишь скрупулезное следствие.

Но явно процент немалый. Иначе Бильчуку-старшему не было бы смысла рисковать, затягивая подписание договоров с МВД и другими органами о совместной борьбе с авиа-нелегалами. А он это успешно делает...