В истории украинского флота эти бронированные артиллерийские катера стали по-настоящему легендарными. "Гюрза-М", "Кременчуг" и "Лубны" на самом деле выглядят мизерными на фоне, например, того же "Донбасса". Но их командир, старший лейтенант Александр Регула , хорошо знает, что залог победы – не масштабность, а настроенность экипажа.
Командир Регула: выстоять любой ценой
Вместо украинского флага на флагшток подняли российский триколор, но нашлись среди них те, которые не собирались наблюдать за этим молча: ребята единогласно спели наш украинский гимн. И вошли в историю.
Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря
Плюс 2361 грн на карту ежемесячно: кто из пенсионеров в 2025 году получит солидный бонус
Кто не выполнит требования ПФУ – останется без пенсии: кому приостановят выплаты
Александр Регула был одним из них, на тот момент ему исполнилось всего 19 лет, четыре года после выезда из Крыма прошел стажировку на французском фрегате, вернуться в Украину и стать командиром современного катера "Гюрза-М" отечественного производства.
Сейчас ему - 23, но до сих пор с теплотой и не без печали вспоминает свою нелегкую жизнь, дружную команду и катер. Именно Регула участвовал в боевой операции "Донбасса" и "Корец", когда они зашли в Азовское море через Керченский пролив - тогда "Лубны" и "Кременчуг" были на вес золота, а россияне странным образом не заметили украинские катера, хотя те приблизились "на расстояние вытянутой руки":
"Мы подошли вообще незамеченными. Уже потом они нас увидели – давали координаты, но мы, конечно, им не отвечали. Мы же шли в режиме "радиомолчания". Они сначала думали, что это их собственные корабли пограничников. Тогда мы снова "потерялись" и появились не в том месте. Они нас заметили только когда мы уже возле "Донбасса" шли. Я там этот тральщик от него отрезал, заняли позиции для конвоирования, тогда уже только начали спрашивать: "Кто это такие? Откуда они вообще там взялись?". Ну, они не видели, откуда мы взялись. У нас было преимущество в том, что было темно, а мы же малозаметны визуально. На радарах тоже. Мы вот с товарищем постоянно парой ходим в море", - вспоминает Александр в комментарии "Укринформ".
Реакция россиян, как уверяет командир, была неоднозначной: те объявили тревогу, когда заметили, что деваться некуда, судорожно бегали по палубе, а Регула со своим экипажем уже был совсем рядом. Конечно, вражеский флот всячески пытался навредить украинцам, особенно под Мариуполем:
"Есть такое понятие в международном праве, как "зона самообороны корабля". Расстояние, на которое другой военный корабль без их разрешения не должен подходить. Если бы он к нам подходил близко – как это должно делаться: его предупреждают по станции "!Вы заходите в зону...". Если дальше идет – стрелять в воздух. Еще дальше – по курсу следования. И только потом – непосредственно по нему. Практика показывает, что уже после выстрела в воздух все начинают убегать. Ну, у нас и без стрельбы обошлось, мы его и так смогли оттеснить. Я был уверен в своих людях и в своем катере. Я с этим катером с самого начала, как его спустили на воду. Я знаю, что это за машина и чего от нее ждать. И с этими людьми я с самого начала, уже не первый год в море", - подытожил командир.
Смотрите: ВМС Украины показали мощь артиллерийского катера "Кременчуг"
Напомним, США передали Украине два боевых катера.
Как сообщал Знай.uа, ВСУ увеличили свое присутствие на побережье Азовского моря для противодействия российской агрессии в регионе.
Знай.uа писал, американский флот готовится к блокаде России.