Два самых известных музеи мира недавно категорически отказались выставлять экспонаты, поскольку они вызвали слишком сильное возмущение публики. Их назвали провокационными, а действия музейного руководства побудили задуматься о том, что многие другие произведения в современной истории, хотя и шокировали зрителя, коренным образом изменили наше представление об искусстве.

В прошлом месяце активисты по защите прав животных заставили нью-йоркский Музей Ґуггенхайма отказаться от инсталляции трех экспонатов. Среди них два видеоролика: один изображает спаривание татуированных свиней, а другой - показывает двух оскалившихся и рычащих питбультерьеров, готовых вот-вот броситься друг на друга. Третьим экспонатом стал огромный террариум из фанеры и сетей, внутри которого разворачивается настоящая жестокая борьба за выживание среди голодных гекконов, кузнечиков, сверчков и тараканов, оказавшихся в смертельной ловушке. Издание BBC Сulture вспомнило наиболее противоречивые художественные произведения в истории человечества.

"Стертый рисунок де Кунинга" Раушенберг, 1953

Критики "Фонтана" Дюшана, которые считали, что вместе с водой его писсуар смыв и назначения всего художественного искусства, вряд ли оценили бы по заслугам картину (или скорее ее отсутствие) американского художника Роберта Раушенберга.

Популярные статьи сейчас

Гороскоп на пятницу 22 ноября для всех знаков Зодиака: день для перемен и простых радостей

"Бусификацию" обещают искоренить: ТЦК применят новый подход к мобилизации

Многочасовые очереди в ТЦК отменяются: в "Резерв+" заработала долгожданная функция

Кто не выполнит требования ПФУ – останется без пенсии: кому приостановят выплаты

Показать еще

Задумавшись о том, можно ли создать художественное произведение с помощью резинки, а не карандаша, кисти или резца, Раушенберг убедил своего друга, голландско-американского абстракциониста Виллема де Кунинга принести в жертву свой недавний эскиз.

В результате появилась бумага, на котором почти невозможно разглядеть следы бывшего рисунка. Он побуждает зрителя решить самостоятельно, есть картина без изображения произведением искусства или это - лишь рамка, обрамляет пустоту, символизируя бессилия художника.

"Дерьмо художника" Пьеро Манзони, 1961

Если произведением искусства может стать сосуд для человеческих испражнений, то рано или поздно и сами экскременты могут превратиться в объект эстетических экспериментов. Именно это и сделал 1961 итальянский авангардный художник Пьеро Манзони, законсервировав в 90 банок 2700 граммов собственных фекалий.

Говорят, что отец художника, владелец консервного завода, однажды презрительно прокомментировал творчество своего сына, сравнив его с экскрементами. Манзони-младший ответил знаменитыми банками, одна из которых прошлым летом ушла с аукциона за 275 тысяч евро.

"Стул" Аллен Джонс, 1969

"Стул" британского поп-арт художника Аллена Джонса откровенно бросает вызов обвинению в объективации женщин, так же как и созданные им два других, не менее провокационных предметы интерьера - вешалка и журнальный столик.

1986 года в Международный женский день пара активистов, возмущенных откровенным сексизмом скульптуры, облили ее кислотой, которая исказила пластиковое лицо и шею женской фигурки.

"Званый Вчера" Джуди Чикаго, 1979

Банкетный стол на 39 персон чтит вклад в историю культуры выдающихся женщин - от Сафо к Вирджинии Вулф. Работу американской художницы-феминистки Джуди Чикаго признают за новаторство, но и критикуют за шокирующую пошлость.

В композиции доминируют сорок, расписанных вручную, фарфоровых тарелок с изображениями бабочек, которые откровенно похожи на женские половые органы.

"Изогнутая арка" Ричард Серра, 1981

В 1989 году пала не только Берлинская стена. 15 марта под покровом ночи нью-йоркские строители разрезали на куски и убрали 36-метровую стальную ограду, которая простояла на Федеральной площади восемь лет.

Снести конструкцию решил суд, поскольку новаторская инсталляция американского художника Ричарда Серры уже давно стала убежищем для террористов, вредителей и вандалов.

"Окутанные острова" Христо и Жан-Клод, 1983

В мае 1983 года в артисты перформанса Христо и Жанн-Клод окутали 11 островков в заливе Бискейн у Флориды розовой полипропиленовой тканью. С протестом выступили экологи, которые были обеспокоены влиянием синтетического пластика площадью более 600 тысяч кв. м на местную флору и фауну.

Но художники именно такую ​​реакцию и хотели вызвать - привлечь внимание общественности к проблемам окружающей среды и его хрупкости.

"Я сам" Марк Куинн, 1991

Пять месяцев каждые пять лет британский художник Марк Куинн откачивал в себя пять литров крови и заливал ее в полупрозрачный охлажденный слепок своей головы.

В результате получилась серия автопортретов, которая позволяет художнику вполне справедливо утверждать, что он вложил себя в свое творчество больше, чем любой другой художник.

"Моя кровать" Трейси Эмин, 1998

Кровать - это объект, безусловно, полный символизма и неоднократно представленный в величайших произведениях западного искусства. Несмотря на это инсталляция неубранной кровати, которую британская художница Трейси Эмин представила на выставке премии Тернера в 1998 году, вызвала чрезвычайное недовольство публики.

Те, кто выступили в защиту "Кровати", удивлялись, что почти через 80 лет после знаменитого писсуара Дюшана грязная кровать могло вызвать такой шквал возмущения. Они также предположили, что очевидно публика свирепствует из-за того, что в чисто мужское художественное пространство нагло ворвалась женщина.

"Акула" Давид Черны, 2005

Связанная по рукам и ногам фигура иракского диктатора Саддама Хусейна в огромной стеклянной витрине, безусловно, перекликается с известной установкой акулы в растворе формальдегида Дэмиена Херста под названием "Физическая невозможность смерти в сознании живущего».

Но это произведение раскритиковали за то, что Хусейна представляют в роли жертвы. Других обеспокоила жуткая натуралистичность.

"Дерево" Пол Маккарти, 2014

Иногда произведение искусства подпадает под цензуру не кураторов выставок, а возмущенных граждан. Это и произошло с огромным надувной скульптурой дерева, которую американский художник Пол Маккарти установил 2014 году на Вандомской площади в Париже.

Зеленую конструкцию, которая, очевидно, должна была символизировать рождественскую елку, безжалостно уничтожили вандалы. В ней разглядели сходство с секс-игрушкой. Спасти произведение от нападений разъяренных граждан стало невозможно, как и самого Маккарти – возмущенный прохожий трижды ударил его по лицу.

Напомним, ранее портал "Знай.ua" сообщал, британец нашел в ящике для мусора 26 негативов. На них изображен легендарный музыкант и один из основателей The Beatles Джон Леннон.