Только недавно настоящий рекламный скандал разгорелся в маленьком городке Тальное Черкасской области. Одна из местных торговых марок, занимающаяся молочной продукцией, разместила на магазине в городке скандальный постер.
Изображение обнаженной девушки в молоке с призывом: "Возьми меня. Тебе понравится", местные жители не оценили.
Порывы маркетологов утонули в консервативной провинции. Многие возмущены такой наружкой, тем более что размещена она в районе школы и местной больницы.
"Срам какой", – пишут в социальных сетях тальновчане.
Гороскоп на 26 ноября: во вторник Вселенная на вашей стороне
"Раз в год буду отчитываться": Вера Брежнева призналась, как часто 40-летним хочется секса
Полностью заменит ТЦК: какие изменения ожидают мобилизацию
Требуется полная замена: Vodafone напомнил важное правило для 4G
"Не понятно, на кого рассчитана реклама – ведь основные покупатели, то есть целевая аудитория, это больные, пенсионеры и школьники", - рассказали нам местные жители.
"Знай.ua" решил поинтересоваться, как украинские маркетологи креативят и "бьют" целевую аудиторию по больным местам.
Мастера жанра
Несколько лет тому назад в Киеве стартовала социальная кампания против наркотиков со слоганом "Скажи наркотикам НІ!"
Знатоки английского языка и иностранцы быстро оценили юмор. Ведь в переводе с английского украинское слово "ні" означает "привет". Эта рекламная кампания уже стала притчей во языцех.
Рекламой стоматологической клиники со слоганом «Вставляем с гарантией» уже никого не удивишь. Несколько лет тому назад ситилайты с таким слоганом запустили в Днепре, а затем и в Киеве.
Стоматологическая клиника на Позняках предложила "вставить с гарантией", а слоган даже стащили политические оппоненты Олега Ляшко перед выборами.
Еще один рекламный слоган, запомнившийся многим, - "Сосна в подарок". Фразу "Сосну в подарок" накануне Нового года можно было встретить как в больших, так и в маленьких городках. Маркетинговый ход – предложить елочку в подарок покупателю - воспринимался очень недвусмысленно. Но к фразе обыватели быстро привыкли, хотя и возмущались.
Никого не удивить и слоганом: "Будь мужиком, смени пол!.. а также двери и обои". Строительные магазины вовсю использую такой пиар.
Как все начиналось
В 2001 году киевская фирма, занимающаяся инструментом, вышла на рынок со слоганом "Она полюбила меня за мой инструмент…" Реклама стала более чем провокационной. Но цель была достигнута – о фирме заговорили. Кто-то с негативом, а кто-то и с юмором.
С тех пор кампания и стратегия не изменились. До сих пор можно встретить баннеры фирмы – например, с изображенным перфоратором и слоганом: "Быстрее, глубже, сильнее…"
Несколько лет назад салон сантехники в Виннице также запустил провокативную рекламу – девушка на унитазе с приспущенным нижним бельем рекламировала, собственно говоря, этот самый унитаз и другую сантехнику.
"Ликвидируйте это безобразие без трусов!" - скандировали жители Винницы. Руководство магазина объяснило, что фотографию они скопировали из рекламы европейской фабрики керамической плитки. Но за несколько месяцев пенсионеры, активисты и религиозные организации попросту достали жалобами местный горсовет, и в конце концов тот распорядился снять изображение девушки на унитазе.
Эту же тактику в 2011 году применил магазин бытовой техники. "Даю в рассрочку до 15 раз!" - призывала с борда миловидная блондинка.
Плакат "С праздником Победы" компании по продаже автотоваров не просто оскорбил женщин и девушек, а задел даже женщин-фронтовичек и их потомков. Пришлось экстренно снимать нашумевший борд.
А призывы "Раздвинуть палочки!", "Облизать шары" или "Взять в рот" за скидку обернулись для некоторых компаний даже потерей клиентуры.
В 2014 году на рынок рекламы с провокационными изображениями и слоганами вышла крупная пищевая компания с рекламой мороженого.
"Готовьте язычки!" - гласил слоган, а на картинке красовались два шарика мороженого, напоминающие больше женскую грудь. Реклама возмутила тогда многих, даже именитых имиджмейкеров.
Впрочем, компания не унималась, слегка изменив борд. Далее на нем присутствовала фигура в купальнике, которая призывала: "Лето будет горячим, готовьте язычки!"
А уже позже появились изображения того самого язычка с ушами, глазами и даже носом.
Тут же пользователи начать комментировать борды, называя изображения каракатицами и расчлененкой.
Руководителю компании-разработчика Виктору Ишкову даже пришлось оправдываться.
"Украина, к сожалению, сильно испорчена плохой рекламой, сложился определенный стереотип насчет того, какой она должна быть. Поэтому есть первое отторжение", - заявил в прессе Ишков.
Рекламу кабельного телевидения одной из столичных фирм в своих работах использовали даже в Индустриальном гендерном комитете по рекламе, как наглядное пособие против сексизма.
То же самое произошло и с постером производителя колбасы, вышедшего на рынок со слоганом: "Каждой хозяйке по палке! Колбаски".
Ниже пояса
В прошлом году на всю страну прославился магазин города Калуша на Ивано-Франковщине. Шустрые маркетологи запустили баннер со слоганом "Платиш до **я? Обирай Nimpha.ua".
Город буквально взорвался от возмущения, и уже через несколько дней рекламу поменяли на менее вульгарную: “Ммм... Який великий вибір на Nimpha.ua”.
В начале года отличились Сумы. "Сумчане в шоке от лесбийской рекламы хот-догов", - так писала местная пресса на одном из бигбордов внутри кафе.
"Смесь порно и фастфудов – это что-то новенькое", - написал активист Роман Мельник.
Как оказалось, картинку маркетологи сплагиатили у известного американского иллюстратора Кейта Рейна.
Не известно, осталась ли провокационная реклама внутри заведения, но шума получилось достаточно.
В мае этого года рекламу с сексуальным подтекстом запустила торговая марка, которая специализируется на колбасных изделиях. "Жарь ее в лесу", "Жарь ее под окнами", - призывали с бигбордов жителей Волыни маркетологи.
Некоторых активистов реклама возмутила, а пользователи в социальных сетях даже призвали бойкотировать продукцию.
Руководитель отдела маркетинга Тарас Скорупский принес извинения от имени компании – объяснив, что производители и рекламщики имели в виду исключительно процесс приготовления пищи. Нынче баннер уже заменили на более приличный.
Примерно тогда же новые бигборды возле Дворца молодежи возмутили жителей Черкасс. Никаких данных о компании или продукции не было представлено, зато на картинке был диалог двух девушек: "У него такой большой?" "Действительно, большой! Просто огромезный. Хочешь познакомлю?"
В отделе рекламы города объяснили, что нужно дождаться продолжения рекламного сюжета, чтобы узнать, о чем речь. Но начала рекламы для местных жителей было достаточно – бигборды сняли из-за возмущений горожан, а рекламную кампанию, по-видимому, не стали продолжать.
Немного спокойнее восприняли киевляне рекламу столичного ночного клуба на Борщаговке. На рекламном постере девушка с приоткрытым ртом оглашает, что все входные бесплатно. Рекламный постер разместили на станции метро "КПИ", и студенты начали массово жаловаться на дискриминацию и сексизм.
Не всегда эффективно
"Изображения женщин с полуобнаженным бюстом, а рядом - пол, окна, электродрели. Кто не видел такого на перекрестках и транспортных развязках украинских городов и трасс? Бывают и "откровенные" рекламные предложения: "бесплатные входящие", которые выныривают из женских уст; подключение к интернету, которое красивая блондинка "даст тебе, как дала соседу". Вариаций может быть много, но суть одна - в цивилизованном мире такая реклама признается сексистской, то есть такой, которая оскорбляет и унижает человека по признаку пола", - говорит Ирина Лилык, глава Индустриального гендерного комитета по вопросам рекламы.
Эксперты комитета проводили фокус-группы. Участникам показывали рекламу, в которой женщина с обнаженным бюстом "хочет лето". Большинство молодых людей сказали, что такая реклама вызывает у них отвращение. Она откладывается в голове, как реклама низкого качества. И это сразу проецируется на продукт.
На кафедре маркетинга Одесского национального политехнического университета Яна Шенелия исследовала, как действует дискриминационная реклама в интернете. Одну и ту же марку автомобиля рекламировали баннеры как с нейтральными изображениями, так и с девушками и надписями "сзади она еще лучше" и "даже женщина справится с управлением". На такую дискриминационную рекламу кликали меньше, чем на обычную. Оказалось, что ее не воспринимала молодежь (18-24 года), женщины и мужчины с детьми.
Так что, запуская провокационную рекламу, главное уметь просчитать свою аудиторию, чтобы в будущем не потерять клиентуру.